Рудовое гнездо

Рудовое гнездо
226
В конце июля Министерство инфраструктуры обнародовало проект распоряжения Кабинета министров “О мерах по повышению эффективности использования экспортно-импортного потенциала Придунайского региона”.

Как заявил министр инфраструктуры Максим Бурбак, главному “транспортному ведомству” страны еще нужно согласовать новый документ со всеми заинтересованными органами власти — Минфином, Минэкономразвития и АМКУ.

За громким названием проекта на самом деле скрываются достаточно простые предложения по активизации перевалки железорудного сырья (ЖРС; окатышей) и слябов (стальных заготовок для металлургического производства) через порты Измаил и Рени.

Как пояснил г-н Бурбак, Мининфраструктуры предлагает установить скидку на железнодорожные тарифы для указанных грузов, отправляемых в два этих порта.

В частности, может быть введена скидка в 10% на перевозку до станции Измаил (Одесская обл.) железорудных окатышей Полтавского ГОКа, отправляемых со станции Золотнишино (Полтавская обл.), и слябов Алчевского металлургического комбината, отправляемых со станции Коммунарск (Донецкая обл.; сейчас находится в зоне АТО и контролируется боевиками.Ред.).

Указанные преференции будут предоставляться грузоотправителям исключительно в случае ежемесячной отправки в украинские дунайские порты гарантированного объема грузов: 25 тыс.т для слябов и 83 тыс.т для окатышей (иными словами, речь идет о гарантии перевалки Измаильским и Ренийским портами до 1,3 млн т этих грузов в год; см. также “Объемы переработки…”).

Кроме того, чиновники надеются, что ЧАО “Украинское Дунайское пароходство” (г.Измаил, Одесская обл.; с 1944 г.; акционировано в 2001 г.; 600 единиц флота; более 3,5 тыс.чел.) сможет вернуть утраченные ранее грузопотоки.

Снижение тарифов позволит уменьшить объемы грузопереработки окатышей в румынском порту Констанца и грузоперевозок слябов по венгерской железной дороге, обеспечив рост годового грузооборота украинских дунайских портов”, — говорит Максим Бурбак.

Так, например, сейчас более 60% окатышей Полтавского ГОКа перевозятся европейским покупателям через порты Румынии, Хорватии и пограничные железнодорожные станции.

Между тем еще в 2010 г. объем перевалки ЖРС в Измаильском порту составлял около 4 млн т, и на его долю приходилось до 60% всей перевалки грузов в порту. По итогам 2013 г. этот объем сократился в 5 раз, а общий грузооборот Измаильского порта — почти в 2,5 раза.

Стоит отметить что, например, еще в 2011 г. Полтавский ГОК заключил 10-летний договор на ежегодную поставку австрийскому меткомбинату Voestalpine 3 млн т окатышей.

Таким образом, исходя из указанных в проекте постановления гарантированных объемов перевозки ЖРС, дунайские порты претендуют на перевалку 1/3 законтрактованного австрийцами сырья.

Действительно, как подтверждает Дмитрий Баринов, и.о. председателя правления ЧАО “Украинское Дунайское пароходство”, “сейчас ведется работа по возврату в порт Измаил украинских окатышей и слябов, и ЧАО, в свою очередь, готово пойти на снижение тарифов на погрузо-разгрузочные работы этих видов грузов”.

Таким образом, регулятор, железная дорога, морской порт Измаил и “Украинское Дунайское пароходство” пытаются наладить согласованную тарифную политику и предложить грузоотправителю увеличить украинскую составляющую в его логистической цепочке.

Иными словами, как замечает Андрей Исаев, эксперт ООО “Центр транспортных стратегий” (ЦТС; г.Киев; исследование транспортно-инфраструктурных проектов, анализ и прогноз развития транспортного комплекса; с 2011 г. ; 10 чел.),

предусмотренное в проекте снижение тарифов является своеобразным реверансом в сторону двух отечественных компаний-грузоотправителей. Адресная скидка позволит Полтавскому ГОКу и Алчевскому меткомбинату, с одной стороны, уменьшить себестоимость, с другой стороны — дозагрузить простаивающие мощности Измаильского и Ренийского портов (по оценкам эксперта, сейчас эти порты загружены примерно на 10% своей мощности).

Кроме того, как считают аналитики, проект постановления является и попыткой создать альтернативные каналы морской перевалки черных металлов в случае осложнения в работе Мариупольского порта.

Напомним, что после аннексии Крымского полуострова возникла угроза усложнения проводки судов по Керченскому проливу (см. также статью "Море под колено").

Между тем через Мариупольский порт на экспорт уходит почти 50% украинских черных металлов (скажем, в январе — июне этого года через этот порт отправлено 4,4 млн т этого груза из 10,6 млн т общего украинского экспорта).

Остальной объем примерно в равных долях переваливают три порта Большой Одессы и порт “Октябрьск” (г.Николаев). Они уже работают практически на пределе, поскольку именно на эти порты были перенаправлены грузопотоки, ранее проходившие через порты Крыма.
Последние новости: