Услуги по заслугам

Услуги по заслугам
210
В обозримом будущем может не стать Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг).

Такая инициатива содержится в законопроекте “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование рынков ценных бумаг и финансовых услуг”, опубликованном для ознакомления на официальном сайте Министерства финансов.

Собственно, Минфин не предлагает просто ликвидировать Нацкомфинуслуг. Часть полномочий регулятора небанковских финансовых рынков в законопроекте предлагается передать Национальному банку.

В частности, НБУ может получить контроль над страховым рынком, деятельностью кредитных союзов (КС), платежных систем и систем расчетов, ломбардов, бюро кредитных историй, а также сферой лизинга и факторинга.

Остальные функции Нацкомфинуслуг планируется передать Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), которая в результате, по замыслу авторов законопроекта, должна быть преобразована в Нацкомиссию по финансовому надзору.

Судя по всему, в таком случае НКЦБФР полностью отойдет контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Всегда готовы
Комментируя возможность передачи большинства полномочий от Нацкомфинуслуг в НБУ, председатель Нацбанка Валерия Гонтарева отметила, что этот вопрос хоть давно и обсуждается (чуть ли не с 2000 г.; см. статью "Контрольный выстрел". — Ред.), но сейчас, по ее мнению, неактуален, так как у Нацбанка хватает забот с прогрессирующим банковским кризисом.

Тем не менее она отметила, что если Нацбанку все же поручат новый участок работы, то она к этому готова. “Если это решение будет принято, то будем его выполнять. Думаю, будут созданы отдельные департаменты по разным направлениям. Сказать, чтобы мы этого хотели, не могу, но если Родина скажет “надо”, то возьмем и сделаем”, — сообщила Валерия Гонтарева.

По ее словам, данный проект обсуждается экспертами уже давно. “Международными консультантами была проделана работа по сокращению количества регулирующих и проверяющих органов. Самое простое — отдать все Национальному банку.

Ломбарды — это кредитование под залог, кредитные союзы — это депозиты и кредиты, что можно к нам отнести, о факторинговых операциях тоже можно сказать, что НБУ может их регулировать
”, — пояснила г-жа Гонтарева.

При этом она отметила, что у Нацкомфинуслуг никогда не получалось быть на 100% работоспособным органом, тогда как НКЦБФР, по ее мнению, демонстрирует профессионализм и хорошие результаты работы.

Новый орган
Собственно, Нацкомиссия по финансовому надзору, в случае ее создания на базе НКЦБФР и остатков Нацкомфинуслуг, согласно законопроекту, должна будет представлять собой центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, действующий по коллегиальному принципу.

Согласно тексту законопроекта, новая нацкомиссия должна будет состоять из председателя и 6 членов, назначаемых и увольняемых Кабинетом министров.
Требования к претендентам весьма стандартны.

Председателем или членом Нацкомиссии по финансовому надзору могут быть граждане Украины, имеющие полное высшее экономическое или юридическое образование, а также опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет в течение последних десяти лет.

Традиционно в законопроекте прописана и норма о том, что работа в качестве члена или председателя Нацкомиссии не совместима с владением корпоративными правами в финучреждениях и профучастниках фондового рынка.

Законопроектом предусмотрен шестилетний срок полномочий для членов и председателя этой Нацкомиссии. При этом оговаривается, что два срока подряд одно и то же лицо не может входить в состав Комиссии.

Плохорошо
Участники рынков неоднозначно восприняли данную инициативу. По словам Виктории Волковской, президента Все­украинской ассоциации кредитных союзов (ВАКС; г.Киев; с 2003 г.; около 130 членов), в данной инициативе содержатся и плюсы, и минусы для рынка кредитной кооперации.

Госпожа Волковская напомнила, что в период преобразования Госфинуслуг в Нацкомфин­услуг (преобразование госкомиссий в нацкомиссии произошло в 2011 г.) небанковские финансовые рынки долго лихорадило, так как обновленный регулятор не мог наладить нормальную работу.

 “Если переход не будет плавным и быстрым, то в сегодняшней сложной ситуации это будет иметь плохие последствия”, — сказала г-жа Волковская.

Но при этом она отметила, что в тот же период Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, в отличие от Госфин­услуг, прошла процесс преобразования в соответствующую нацкомиссию быстрее, а также с гораздо меньшими проблемами и потерями.

Плюсом предложенной реорганизации для кредитных союзов может оказаться переход под опеку Нацбанка. “Наверное, находясь в сфере регулирования Нацбанка, мы могли бы получить доступ к господдержке в виде рефинансирования”, — предположила Виктория Волковская.

По ее словам, НБУ смог бы обеспечивать ресурсами объединенные КС, а последние в качестве внутрисистемных банков — непосредственно КС. К тому же может ускориться процесс унификации законодательства, регулирующего деятельность финансовых учреждений. Тогда как банки имеют бессрочные лицензии, КС все еще добиваются для себя аналогичного подхода.

По мнению Александра Залетова, президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет около 80 СК), перевод страхового рынка под надзор НБУ действительно имеет больше преимуществ, чем недостатков.

Собственно, по его словам, за это ЛСОУ выступала еще в начале года, отражая свою позицию в письмах, направляемых в госорганы.

Тем не менее, как отметил г-н Залетов, последние события, связанные с нестабильностью банковской системы, а также отсутствие четкой позиции председателя НБУ относительно возможных направлений реформирования страхового рынка свидетельствуют о незаинтересованности и неготовности Нацбанка в ближайшее время осуществлять полноценное регулирование страховой отрасли.

“В условиях, когда страховой рынок занимает менее 5% активов банковской системы, ожидать, что административная реформа будет успешной, не приходится,
— сказал Александр Залетов.

 — Аналогичный негативный опыт реформирования уже был. В частности, в 2000 г. был ликвидирован Укрстрахнадзор, а страховой рынок был переведен под регулирование Минфина, что привело к управленческому коллапсу и появлению базы для схемного страхования”.

По его мнению, на данном этапе представляется более эффективным использование инструментов саморегулирования и общественного контроля над работой Нацкомфинуслуг.

Также, по мнению экспертов, целесообразным было бы проведение открытого “круглого стола” с участием соответствующих государственных органов и уполномоченных представителей рынков, а также возможное подписание меморандумов о согласованных действиях по реформированию системы надзора за финансовыми рынками.

Вообще нужно сказать, что у Нацкомфинуслуг в этом процессе может оказаться весьма мало защитников.

Так уж сложилось, что в последние годы регулятор небанковских финансовых рынков (будучи сначала в статусе госкомиссии, а затем и нацкомиссии) своей деятельностью вызывал недовольство страховщиков, представителей кредитной кооперации, лизингодателей, представителей рынка ломбардов и пр.

Доходило до того, что разные рынки объединялись и совместно выносили вотум недоверия регулятору (см. статью "Точка кипения"). Чиновников в чем только не обвиняли: и в коррупции, и в пренебрежении служебными обязанностями, и в отсутствии необходимой компетенции.

Напомним, что один из бывших председателей Нацкомфинуслуг Василий Волга осужден по коррупционной статье (ст.368 ч.3 УК). Отметим, что в отношении руководителей других регуляторов — НКЦБФР или НБУ — подобные решения пока не выносились.
Последние новости: