Западный подъезд

Западный подъезд
229
В конце августа завершилось общественное обсуждение инициированного Укртрансинспекцией законопроекта “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей лицензирования на автомобильном транспорте” (далее — законопроект).

У опрошенных БИЗНЕСом перевозчиков этот документ вызвал противоречивые мнения: одни говорят, что именно предложенные в нем меры позволят навести порядок на рынке грузо- и пассажирских автоперевозок,

другие считают документ декларативным, а потому малополезным.

Подход
Разработчики законопроекта, учтя мнения предпринимателей, задались целью привести отечественное законодательство в соответствие с практикой регулирования сферы автомобильного транспорта в ЕС

плюс воспрепятствовать выходу на рынок недобросовестных перевозчиков. За основу был взят Регламент (ЕС) 1071/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 21.10.09 г.

Главные нововведения предлагаются такие. Руководители и специалисты предприятий, осуществляющих внутренние и международные авто- и грузоперевозки,

будут обязаны сдать экзамены на подтверждение профессиональной компетентности, знаний в сфере безопасности перевозок, охраны труда и пожарной безопасности.

По результатам таких экзаменов органы Укртранс­инспекции будут выдавать претендентам соответствующие свидетельства.

Документ предполагает также ужесточение требований для получения непосредственно лицензии: субъект хоздеятельности должен подтвердить наличие помещения для хранения рабочей финансово-хозяйственной отчетности,

документации о ежедневной регистрации режима труда и отдыха водителей, включая распечатки показаний тахографов, ежедневные регистрационные листы, копии страховок.

Таксистам же предлагается прилагать к заявлению на выдачу и переоформление лицензии документы об оборудовании автомобиля сигнальными и опознавательными фонарями, композиции шашечек и данные о таксометре.

При этом все перевозчики должны подтвердить свою финансовую состоятельность и хорошую репутацию на рынке,

под которой понимаются отсутствие случаев привлечения к уголовной или административной ответственности в транспортной сфере, неоплаченных штрафов и наличие вышеназванных свидетельств.

Понимая, что выполнение всех указанных норм перевозчикам, особенно новичкам, окажется не под силу, разработчики законопроекта готовы идти на уступки (см. “Мягкие нормы”).

Разная реакция
Валерий Черненко, председатель Укртранс­инспекции, полагает, что более жесткие требования к лицензиатам будут способствовать легализации рынка,

повышению репутации легальных перевозчиков и равному доступу операторов к перевозкам пассажиров или грузов.

Спорить с этим пока сложно, тем более что Регламент №1071/2009 предъявляет к европейским предприятиям более жесткие требования, вплоть до исключения из национального реестра за нарушения, что равносильно потере бизнеса.

А вот перевозчики восприняли документ по-разному. По словам Сергея Чалого, генерального директора компании “КамАЗтранссервис” (г.Ривне; с 1991 г.; 140 машин), упорядочению рынка грузовых автоперевозок мешает прежде всего дефицит разрешений.

Впрочем, большинство участников этого рынка оценивают рассматриваемый законопроект положительно, поскольку после отмены лицензирования грузоперевозок в 2010 г. на рынке много непрофессионалов.

Аналогичного мнения придерживаются и регулярные пассажирские перевозчики — в отношении так называемых “нерегулярщиков”,

работающих на их маршрутах. Валентин Демчук, президент Союза перевозчиков Украины (г.Киев; с 2006 г.; более 300 членов), объединяющего преимущественно “нерегулярщиков”,

считает, что предложенные нормы усложнят процедуру получения лицензии для небольших перевозчиков. Сейчас лицензия позволяет им работать на любых маршрутах.

Ужесточение же условий ее получения ставит крест на мелких операторах, не имеющих собственной (арендованной) материально-технической базы.

Впрочем, г-н Демчак согласен с тем, что, будучи принятым, соответствующий закон будет стимулировать предпринимателей-перевозчиков повышать качество обслуживания.

Что касается таксистов, то, по мнению Андрея Антонюка, председателя ВОО “Украинская таксомоторная ассоциация” (УТМА; г.Киев; с 2010 г.; объединяет 5 тыс. перевозчиков),

нормы, предложенные в законопроекте, могут быть востребованны только на сложившемся легальном рынке, например, в сегменте грузовых международных или регулярных пассажирских перевозок.

На рынке такси сейчас, несмотря на простоту получения лицензии, большинство таксистов предпочитают работать нелегально.

Где гарантия, что с ужесточением профильного законодательства и лицензионных условий они вдруг массово легализуются?
” — отмечает он.

Инициатива снизу
И все-таки большинство автотранспорт­ников сходятся во мнении, что рано или поздно рынок грузовых и пассажирских перевозок должен быть адаптирован к европейскому законодательству.

Вместе с тем, понимая, что многое будет зависеть от самих участников рынка, некоторые общественники уже начали озвучивать свои предложения, действуя на опережение, например, в части системы профессионального обучения специалистов.

Федерация работодателей транспорта Украины (г.Киев; с 2013 г.; 24 филиала) намерена поднять вопрос об отмене лицензионной карточки,

 которая, по словам Ильи Тищенко, председателя правления Одесской областной организации этой Федерации, просто дублирует свидетельство о регистрации транспортного средства.

Кроме того, работодатели обратили внимание на формирование будущей системы подготовки специалистов на базе действующих автошкол.

Поскольку кроме лицензии Минобразования и науки автошколы обязаны проходить аккредитацию в органах ГАИ (согласно Закону “О дорожном движении”), специалисты отмечают,

что кандидаты в водители сдают экзамены дважды (сначала в автошколе, которая выдает свидетельство об окончании обучения, а потом в ГАИ — для получения удостоверения водителя).

По словам специалистов, логично было бы сдавать экзамены и получать удостоверения водителя в одном месте у одного субъекта, который нес бы персональную ответственность за конечный результат.

Поэтому работодатели совместно с представителями профильных министерств и ведомств активизируют работу по Формированию перечня квалификационных требований как к профильным учебным заведениям, так и к их специалистам.

Мягкие нормы
Принимая во внимание то, что многие перевозчики будут не в состоянии получить свидетельство профессиональной компетентности (см. “Подход”) по всем сопутствующим направлениям деятельности,

разработчики документа предлагают норму, согласно которой лицензия может выдаваться, если предприниматель по контракту или трудовому соглашению привлек к работе компетентных специалистов.

Документ обязывает перевозчика предоставить в орган лицензирования финансовую (налоговую) отчетность за последний отчетный период или документ,

подтверждающий наличие основных средств, оборотных или финансовых активов в размере 1,5 тыс.нмдг (25,5 тыс.грн.) в случае использования одного транспортного средства (ТС) и 0,8 тыс.нмдг (13,6 тыс.грн.) — за использование каждого следующего ТС.

Согласно же вышеуказанному Регламенту ЕС, для европейских перевозчиков эти показатели составляют EUR9 тыс. и EUR5 тыс. соответственно.

Помимо этого законопроект предусматривает подачу документов для подтверждения финансового состояния и получение лицензии в электронном виде, чтобы исключить волокиту и мздоимство. Внедрить новые нормы предлагается в течение двух лет.

Последние новости: