Инновации будущего-2017: что год грядущий нам готовит

Буря отступает
1470
Буря отступает

Представьте себе огромную океанскую волну, вылетающую на берег. Сначала она поднимает лодки, переворачивает корабли, затем сносит шезлонги, припаркованные машины, выкорчевывает пальмы, разбивает витрины магазинов первой линии, врывается в узкие улочки и крошит все на своем пути.

Если до 2016 года мировое умонастроение совпадало с радостью серфера, вставшего на эту волну, то события этого года – Брексит, Трамп и все-все-все – показывают перемену отношения и к инновациям, и к будущему. Новые технологии наступают слишком быстро, оставляя слишком много проигравших у разбитых витрин еще-вчера-безоблачной-жизни-как-обычно.

Перемена настроения формирует новый запрос. И ответ на этот запрос также будет инновационным. Если инновации смогли все disrupt, они же смогут все починить на новой основе. На смену эпохе Инновационной Бури и Натиска приходит период Просвещения, известный также, как Age of Enlightment.

Основные проявления

1. Мир стал глобальным именно в 2016 году. Это первые выборы Президента США, которые реально волновали всех думающих людей всех стран мира. Результаты выборов мгновенно, еще до вступления победителя в должность, привели в движение огромные финансовые, торговые, военные и политические процессы. Последствия:

Глобализация признана миром реальной. И многими влиятельными группами глобализация признана угрозой. В результате сейчас появятся и начнут быстро расти два мега-рынка: рынок борьбы с глобализацией и рынок продвижения глобализации. Условно Uber и Uklon. Coca-Cola и «Живчик». McDonalds и «Пузата Хата».

У каждого товара или услуги появятся местный товар-тень или услуга-тень, которые за счет ценовой разницы или свойств, учитывающих локальные вкусы или более смелого и не связанного корпоративными путами маркетинга, займут свои ниши.

И глобальные, и локальные товары будут использовать глобальные технологии. Так что технологии уже победили. А вот вкусы, упаковки и маркетинговые легенды еще пошумят, давая каждому из нас шанс побороться.

2. Страны теряют актуальность. Власть над будущим от национальных правительств возвращается в руки жителей крупных городов. Чем крупнее город, тем больше власти. Последствия:

Создайте продукт, востребованный жителями Нью-Йорка, Лондона или Берлина и с вероятностью 95% он легко масштабируется на все крупные города мира. Легкость захода Uber в Киев тому пример. Другой пример – успехи украинских команд на KickStarter.

Примите рациональность горожан как новую норму. Все, что реально экономит их время, деньги, негативные эмоции и/или увеличивает их конкурентоспособность, эффективность, статус и качество жизни – сработает. Переупаковка старого вина в новые меха – не сработает.

Города живут в Сети, а не в ТВ. Еще и потому, что ТВ они тоже смотрят в Cети.

В Киеве отсутствуют сильные городские СМИ не потому, что они не нужны или они не способны принести деньги, а потому что сегодняшние медиа-менеджеры не умеют правильно обслуживать информационные потребности киевлян.

3. Образование = математика + физика + кибернетика + инженерия + история. Химики, биологи и геологи могут добавить в список свою науку, но не нужно надеяться, что 4-летние курсы по социологии или литературе увеличат вашу конкурентоспособность. Только естествознание, только хардкор. Последствия:

Люди с научным мировоззрением способны контролировать примитивные желания и инвестировать в отдаленное будущее. Это значит меньше газировки и батончиков и больше спортзалов и онлайн-курсов.

Новые товары не будут заменять старые товары. Новые товары будут менять практики потребления. Новый кофе не будет обладать новым вкусом. Он будет обладать новым свойством – например, Fair Trade, когда покупатель знает, что его деньги ушли реальному производителю, а не цепочке посредников.

Дети правильно образованных родителей получат невероятное стартовое преимущество. И потребуется инновационный прорыв по созданию методик и систем, позволяющих малышам из малообразованных семей получить аналогичный объем вербальных и невербальных образовательных сигналов.

А что будет в 2017 году у нас?

Мы не улетим на Марс, не переедем в Польшу или США (точнее не все из нас).

Почти никто из нас не купит Теслу или крышу из солнечных батарей.

Зато мы станем чаще и возможно дешевле ездить в Европу.

Общий рост потребления, обычный в фазе экономического роста, в этот раз будет трансформироваться в рост качества потребления. Сервис, забота, старание станут реально востребованы платежеспособным покупателем.

Качественный частный сервис укрепит самооценку граждан.

Государство еще немного подвинется, освобождая пространство свободы.