Контрагенты под контролем: доверяй, но проверяй

Александр Литовченко, «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875
2771
Александр Литовченко, «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875

В условиях нашего рынка очень часто можно наблюдать, как тщательно и дотошно компании-заказчики выбирают контрагентов – поставщиков, подрядчиков, и т.д. И причина такой придирчивой проверки заключается далеко не в цене на товары и услуги, но в добросовестности и надежности партнера. Практически любой заказчик, даже самый скупой, с появлением опыта признает: лучше заплатить больше, но быть уверенным в том, что товар или услуга будут выполнены качественно, товар придет вовремя – и, чего уж там, вообще придет.

Эта проблема привлекла к себе очередную волну внимания с внедрением электронных закупок на государственном уровне. Теперь, когда все государственные предприятия и учреждения обязаны проводить закупки через систему ProZorro и заключать договора с победителями тендера, вопрос о надежности контрагентов стал возникать все чаще. Нередко можно услышать историю, когда победитель тендера – допустим, строительная компания – заключил контракт о ремонте крыши для здания школы, но в результате оказалось, что в компании работает всего один человек, который к 1-му сентября успел только снять старую крышу, оставив здание в непригодном для работы состоянии.

По этим причинам проверка контрагентов является крайне важным этапом заключения любого договора, пропустив который можно потерять большое количество средств, времени, клиентов, обзавестись дурной славой и даже оказаться втянутым в незаконную деятельность. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо знать, на что нужно обращать внимание при заключении договора с любым поставщиком или подрядчиком.

В первую очередь, следует разобраться в правовом статусе вероятного партнера: может быть, этой компании уже не существует де-юре, или же она находится в процедуре банкротства или прекращения. Кроме того, следует обратить внимание на наличие у нее необходимых лицензий и разрешений, а также на дату регистрации – возможно, компания возникла лишь вчера, и является «подставным» игроком. Не лишним будет также проверить полномочия руководителя компании, который ее представляет.

Во-вторых, следует выяснить возможные обстоятельства причастности компании, ее должностных или связанных лиц к совершению преступлений или прочих правонарушений (особенно в сфере хозяйственной деятельности).

В-третьих, следует уделить большое внимание деятельности компании на рынке и ее реальному потенциалу. Попробуйте представить, сможет ли компания с ее количеством официального персонала выполнить поставку или предоставить услуги в срок с наивысшим качеством. Также обратите внимание на финансовые показатели компании: если при очень малом количестве работников фирма имеет большой оборот, скорее всего – это фиктивная фирма-«прокладка». Кроме того, используя систему электронных закупок ProZorro, можно посмотреть тендерную историю этого поставщика: насколько добросовестно он выполнял свои обязанности, и были ли у него другие клиенты?

Все эти довольно простые шаги, выполненные до признания компании победителем, помогут отсеять большое количество недобросовестных контрагентов. Необходимую информацию часто можно найти в открытых источниках, а в случае с ProZorro – большинство необходимой документации должно быть подано потенциальным поставщиком вместе с тендерным предложением.

Кроме того, можно использовать специализированные программы и сервисы для проверки контрагентов – например, онлайн-платформа YouControl помогает отследить все показатели компании-поставщика, начиная от формы собственности и организационной структуры компании, заканчивая ее экономической деятельностью вплоть до статистики поставок по странам мира. Также некоторые площадки системы ProZorro обладают своим встроенным функционалом, направленным на решение данной проблемы. К примеру, площадка SmartTender.biz подключила дополнительные модули для проверки контрагента в один клик, давая возможность проверить подрядчика как на предмет легитимности, так и деловых связей.

Проверка контрагентов – именно тот случай, когда, как в народной примете «лучше дуть на холодное». Договор, заключенный с сомнительным партнером, в лучшем случае будет выполнен несвоевременно и/или некачественно. А наихудший исход может сопровождаться множеством проблем, таких как катастрофические убытки и привлечение к уголовной ответственности. Поэтому проверка потенциальных партнеров является жизненно необходимым шагом для любого предприятия.