Прозрачные регионы: точечный анализ госзакупок через ProZorro

Руфин Судковский, «Прозрачная вода», 1879
1881
Руфин Судковский, «Прозрачная вода», 1879

С момента успешного старта ProZorro в 2015 году прошло немало времени, за которое система электронных публичных закупок успела стать обязательной для всех государственных закупок Украины и достигла впечатляющих результатов. Однако, обсуждая общенациональный успех ProZorro, мало кто акцентирует внимание на региональных показателях системы и ее достижениях в отдельно взятых регионах, которые за последний год получили значительно больше прав и свобод в распоряжении местными бюджетами. Чем живут государственные закупки в регионах Украины, и какие результаты работы ProZorro может продемонстрировать на местах?

Не индустрией единой

Статистика проведенных закупочных процедур по регионам выдает нам следующую картину: первое место занимает Днепропетровская область, организовавшая почти 61 тысячу процедур. Следом идут Донецкая и Одесская область с 39.2 и 21.8 тысяч процедур соответственно. Замыкает таблицу Черновецкая область, которая провела всего чуть более 5 тысяч процедур.

Инфографика 1

На первый взгляд, статистика более, чем предсказуема: крупные, густонаселенные области с крупными промышленными центрами лидируют в количестве проведенных закупок, тогда как небольшие области, не имеющие особых производственных комплексов, находятся внизу таблицы. Но, присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что сразу за тройкой лидеров находится Винницкая область, обогнавшая и Запорожскую, и Харьковскую – одни из наиболее развитых промышленных областей Украины. Львовская область занимает 7 место, опередив и Киевскую, и Николаевскую области. Луганская же область находится в самом низу, на 18 месте – такой низкий показатель для крупной индустриальной области можно было бы объяснить военными действиями, но та же Донецкая область, даже несмотря на вооруженный конфликт на ее территории, находится в тройке лидеров.

Это наводит на мысль о том, что в современных украинских государственных закупках преобладают не столько тендеры, обеспечивающие крупные производственные предприятия, сколько тендеры на проведение услуг, работ, поставки коммунальных товаров. Кроме нужд промышленных предприятий вдруг оказалось, что потребности в проведении тендеров есть и у местных территориальных громад, коммунальных хозяйств, небольших государственных предприятий. Поэтому работа ProZorro приносит хороший результат не только индустриальным центрам всеукраинского значения, но и даже самым маленьким и неиндустриализированным областям.

Эффективные закупки

Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что области, обладающие большим населением и количеством производственных государственных предприятий, требуют большего количества бюджетных средств на проведение закупок, чем регионы, специализирующиеся на сельском хозяйстве и легкой промышленности, что подтверждается статистикой по ожидаемой стоимости закупок:

Инфографика 2

Однако если сравнить эти показатели с уровнем экономии в этих же областях, видно, что закономерности между уровнем ожидаемой стоимости и уровнем экономии нет. Показатель экономии является одним из главных достижений системы публичных закупок – именно этим показателем определяется ее позитивное влияние на экономику за счет экономии бюджетных средств и привлечения новых поставщиков с рыночными ценами.

Главное – участие

Однако одним из главных критериев, определяющих уровень экономии, в значительной мере является количество участников в торгах. Именно конкуренция между участниками ведет к снижению цены и повышению качества продукта, и чем выше конкуренция среди участников – тем больше должен быть процент экономии.

Инфографика 3

Статистика показывает, что традиционно густонаселенные и экономически активные регионы обладают большим количеством участников, нежели регионы с меньшим населением и вкладом в экономику страны. И во многом именно большая конкуренция определяет большую экономию в закупках развитых регионов.

Все это дает нам понимание того, как можно достигать лучших результатов при работе с государственными закупками. Существует определенная закономерность между ожидаемой стоимостью закупки – уровнем денег, который тратится регионом через ProZorro, и предпринимательской активностью поставщиков. Но для развития страны в целом и достижения более высоких результатов электронных закупок, число участников следует увеличивать всеми доступными способами – конкуренция рождает качество и рыночные цены, а увеличение количества поставщиков в разных регионах позволит использовать ProZorro с максимальной эффективностью не только 2-3 промышленно развитым областям, но и самым маленьким регионам Украины.