Не уберегла

Не уберегла
240

Страховые компании (СК) переживают нелегкие времена. Затяжные кризисные явления в экономике, политике и сфере национальной безопасности негативно сказываются на активности бизнеса и платежеспособности населения, что автоматически приводит к сокращению спроса на страховые услуги.

В итоге, имеем вполне закономерный результат — по последним оценкам, страховой рынок Украины в I квартале 2014 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 41% и составил 4,8 млрд грн. валовых страховых премий. В частности, премии по рисковому страхованию уменьшились на 45,5%, до 4,2 млрд грн. Общую статистику страховой отрасли несколько смягчил рынок страхования жизни, который смог за I квартал нарастить сбор премий на 26,7%, до 600 млн грн.

Участники рынка отмечают, что прежде чем рассмотреть ситуацию на рынке страхования по видам, необходимо отметить, что в целом наблюдалось существенное сокращение корпоративного страхования, а также значительное снижение сборов у компаний, занимающихся неклассическим страхованием.

“По нашему мнению, данный факт был обусловлен накопившимися негативными экономическими тенденциями и тянущимся с начала 2014 г. политическим кризисом, когда вопрос страхования в корпоративном секторе отошел на второй план”, — говорит Павел Бессмертный, руководитель направления оперативного и практического маркетинга СК “Провiдна” (г.Киев; с 1995 г.; 2,5 тыс.чел.).

По мнению Мачея Шишко, главы правления СК “PZU в Украине” (г.Киев; с 1993 г.; более 700 чел.), скорее всего, общее рыночное падение объема премий обусловлено не столько экономическим кризисом, сколько прекращением работы ряда компаний, задействованных в “схемном” бизнесе. “Если рассчитывать показатели только рыночных страховых компаний, то колебание объемов поступлений составит ±2%. Дальнейшее сокращение “схемных” объемов может привести к уменьшению абсолютных показателей рынка”, — уверен г-н Шишко.

Кризисные условия работы заставляют СК предпринимать меры по сохранению рентабельности. Как уже писал БИЗНЕС (см. статью "Нетрудовые расходы"), за 2008-2013 гг. страховая отрасль потеряла треть штатного персонала, а также сотни страховых агентов. Например, только за 2009 г. СК сократили 16% штатного персонала и 27% агентов.

“Следует ожидать ухода с рынка некоторых компаний, которые работали вне рамок классического страхования или формировали свой портфель исключительно из продуктов автострахования по демпинговым ценам. К концу года первая десятка наверняка изменится и заполнится компаниями, имеющими крепкую розничную сеть и хорошо сбалансированный портфель”, — считает Павел Бессмертный.

Автостоп

Что касается отдельных направлений и продуктов, то в той или иной мере кризис повлиял практически на все виды страхования. В первую очередь на те, на которых в условиях сложной экономической ситуации принято экономить, — например, на страхование КАСКО. “Клиенты массово отказываются от перезаключения договоров на следующий период или подбирают себе более дешевые варианты”, — признает г-н Бессмертный. Валовые премии в I квартале По рисковому страхованию, млрд грн.

По словам Александра Залетова, заместителя председателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев, с 1992 г.; объединяет около 80 СК), в результате резкого сокращения объемов реализации новых автомобилей (о ситуации в сфере автокредитования) рынок КАСКО за I квартал 2014 г. уменьшился на 2%, примерно до 600 млн грн.

По итогам года ожидается его сокращение на 10-15%. Заключено около 90 тыс. договоров. При этом наблюдается активный рост количества страховых событий, в том числе в связи с ситуацией на юго-востоке страны. В свою очередь сборы премий на рынке “автогражданки” уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8%, до 516 млн грн.

Тем не менее некоторые эксперты полагают, что по итогам года ситуация улучшится и рост сборов составит около 10%. Ситуацию может осложнить то, что выплаты в сфере “автогражданки” растут быстрее сборов. Собственно, по итогам I квартала 2014 г. выплаты увеличились на 5%, до 250 млн грн., а количество договоров уменьшилось на 5%, примерно до 1,9 млн шт.

Жизненный опыт

Эксперты отмечают, что в сложных условиях на удивление хорошо показал себя рынок страхования жизни. Собственно, рост премий “лайфовых” СК за январь — март текущего года более чем на 25% (объем премий превысил 600 млн грн.) позволил страхованию жизни обойти по объемам страховых сборов такие рынки, как КАСКО и “автогражданка”.

И это при том, что показатели рынка страхования жизни растут уже не так динамично, как ранее. Тем не менее темпы роста все еще впечатляют. За I квартал 2014 г. “лайфовые” СК заключили более 900 тыс. договоров страхования жизни, на 52% улучшив показатели за аналогичный период 2013 г. Выплаты также увеличились на 43%, до 40 млн грн.

При этом участники рынка отмечают, что максимальная выплата в страховании жизни за рассматриваемый период составила 619 тыс.грн. В свою очередь не ушел в “минус” и такой важный сегмент, как добровольное медицинское страхование (ДМС).

По данным ЛСОУ, I квартал рынок ДМС закончил с 20%-ным ростом объема собранных страховых премий, который в результате превысил 450 млн грн. За январь — март заключено около 800 тыс. договоров ДМС (рост на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). При этом выплаты по программам ДМС также увеличились — на 10%, до 270 млн грн.

Надежда теплится

В целом страховщики все же рассчитывают на стабилизацию ситуации. “Уверен, что рынок в очередной раз сгруппируется и выдержит удар. Несмотря на то что I квартал всегда сложный и непоказательный, ситуация на страховом рынке Украины в 2014 г. будет оставаться напряженной и способствовать перераспределению бизнеса как среди компаний, так и по региональному принципу”, — считает Александр Залетов.

Однако, по мнению г-на Залетова, по итогам II квартала текущего года ситуация может ухудшиться. Дело в том, что если в I квартале еще не ощущалось влияние аннексии Крыма и военных действий в Донецкой и Луганской областях на объемы собираемых страховщиками премий, то по итогам II квартала эти факторы найдут свое отображение в отчетности СК. “Ситуацию к лучшему в течение этого года изменят улучшающаяся экономическая и политическая ситуация, а также выход крупных игроков и приход иностранных компаний”, — полагает г-н Залетов.

Впрочем, не все эксперты столь оптимистично настроены. “Улучшение ситуации во II квартале маловероятно. Рынок страхования за последние пять месяцев пережил серьезные потрясения: должностные назначения регулятора рынка, проблемы с платежеспособностью и введение временной администрации в банк, в котором размещены значительные средства МТСБУ, ограничение возможности ведения бизнеса в АР Крым и восточных областях, экономические предпосылки для сокращения расходов на страхование в розничном и корпоративном секторах. И это далеко не полный перечень”, — резюмирует г-н Бессмертный. Ко всему прочему можно добавить девальвацию гривни, а как следствие, и рост накладных расходов при формировании страховых выплат.

Такая ситуация привела к повышению тарифов по ряду страховых продуктов, что, по признанию участников рынка, значительно усложнило работу по их продаже во II квартале. “К тому же стоит отметить, что в летние месяцы традиционно снижается спрос по ряду видов страхования, — отмечает Павел Бессмертный. — Говорить о стабилизации рынка страхования можно будет только по результатам IV квартала 2014 г.”.

И тем не менее, некоторые участники рынка отмечают позитивные изменения в настроениях клиентов. “В условиях политической и экономической нестабильности страхование является хорошим инструментом финансовой защиты населения. Хотя пожары, аварии и болезни были всегда, нынешняя ситуация максимально усилила внимание людей к вопросам безопасности и стабильности”, — полагает Мачей Шишко.

По его словам, в сложившихся условиях клиенты меняют принципы выбора страховщика. Если до начала эскалации насилия в стране многие страхователи выбирали компанию, ориентируясь только на цену, то сегодня, по мнению страховщиков, более внимательно оцениваются другие критерии, главный из которых — выполнение СК своих обязательств.

“Изменения очень хорошо заметны в сфере корпоративной продажи, где тендеры стали объявлять компании, много лет работающие только с одним страховщиком. Для заемщиков банков также становится важной реальность страхового покрытия”, — рассказывает г-н Шишко.

Последние новости: