Нетрудовые расходы

Нетрудовые расходы
305

Кризис заставил страховщиков существенно сократить персонал. К таким выводам пришла Украинская федерация страхования (УФС; г.Киев; с 2008 г.; объединяет 18 компаний), которая при содействии Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), провела анализ отчетных данных страховщиков относительно численности персонала, которые подавались регулятору в 2008-2013 гг.

“Страховой сектор — один из наиболее чувствительных секторов на рынке труда. С одной стороны, страховым компаниям постоянно требуются штатные сотрудники и агенты. С другой — в посткризисные годы, начиная с 2008 г., страховые компании весьма нестабильно чувствуют себя на рынке, что отражается в двух показателях: количестве штатных работников и размере заработной платы”, — отмечается в исследовании УФС.

Трудовые резервы

Действительно, финансовый кризис 2008 г. негативно повлиял на страховой рынок, что заставило страховщиков оптимизировать затраты на ведение дела и повышать эффективность работы. В результате только за 2009 г. страховые компании (СК) сократили 16% штатного персонала и 27% агентской сети по сравнению с 2008 г. В целом же, согласно выводам экспертов УФС, за 2008-2013 гг. рисковые СК лишились 25% штатных сотрудников, а компании по страхованию жизни — почти 36% персонала.

В то же время интересная ситуация наблюдалась в агентских сетях СК. Действительно, агентская сеть является для СК важнейшим розничным каналом реализации страховых продуктов. Традиционно большую часть агентов страховщик привлекает к работе на договорных условиях без включения в штат компании. Потеряв в 2009 г. почти треть агентов, в последующие два года СК снова наращивали штат продавцов.

Это вполне логичный шаг в условиях кризиса, когда в первую очередь необходимо уделять внимание борьбе за клиентов на стремительно сокращающемся рынке. В итоге к 2011 г. количество агентов-физических лиц на страховом рынке достигло пятилетнего максимума (около 26,7 тыс.чел.). Тем не менее работы всем не нашлось.

Сокращение рынка привело к тому, что уже в 2013 г. количество страховых агентов уменьшилось почти на 45%. “Причины колебаний количества агентов находятся не только в экономической плоскости, они обусловлены также несовершенством учета таких лиц, изменениями в налогообложении, необходимостью изменений в нормативной базе по их деятельности (аттестация, реестры связанных агентов и мультиагентив и пр.)”, — сказано в исследовании УФС. Количество штатных сотрудников СК, тыс. чел.

Действительно, нужно признать, что изменения в налогообложении привели к тому, что многие агенты-физлица были вынуждены уйти в тень. Компаниям стало проще заключать договор с одним агентом-физлицом, относящимся к 3-й группе плательщиков единого налога.

Такой агент может иметь годовой оборот до 3 млн грн., использовать труд до 20 чел. и, не являясь плательщиком НДС, уплачивать 5%-ный налог с полученных доходов. В таком случае остальные работающие на СК посредники получают свое вознаграждение через одного или нескольких агентов.

Вообще нужно отметить, что большая часть специалистов и агентов сконцентрировалась в наиболее крупных СК. По данным УФС, по итогам 2013 г. на 50 крупнейших СК приходится 83% штатных сотрудников, задействованных в страховой отрасли (около 24,8 тыс.чел.), а также 70% страховых агентов-физлиц (13,2 тыс.чел.). Более того, на долю первой пятерки СК приходится 41% (12,2 тыс.чел.) штатного персонала отрасли и 14% агентов (около 2,6 тыс.чел.).

Согласно приведенным в исследовании данным, средняя заработная плата на страховом рынке в 2013 г. составила около 4,4 тыс.грн. (напомним, по данным Госстата, средняя заработная плата в Украине за тот же период — примерно 3,3 тыс.грн.). Из этого можно сделать вывод, что ежегодно на оплату труда только штатного персонала страховые компании в среднем тратят более 1,6 млрд грн.

При этом данные Нацкомфинуслуг наталкивают на неутешительные выводы о том, что огромное количество СК находятся в плачевном состоянии. Дело в том, что, по данным Комиссии, по состоянию на 31 декабря 2013 г. из 407 зарегистрированных на рынке СК отчетность регулятору подали только 387 компаний.

Очевидно, что 20 СК это, судя по всему, уже не интересно. Более того, оказалось, что в 144 СК количество штатных работников не превышает 5 чел. В целом на указанные 144 СК приходится 398 штатных сотрудников, 80 агентов-физлиц и 34 агента-юрлица.

Такая статистика заставляет задумываться о том, способны ли подобные компании качественно обслуживать клиентов в сфере классического страхования. Не исключено, что многие из них создавались для проведения так называемых “схемных” операций, в которых страховые договоры и юрлица используются исключительно для организации финансовых потоков.

Приведенные данные позволяют оценить тенденции на рынке, но не дают полной картины. По словам Александра Залетова, заместителя председателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет около 80 компаний), данные отчетности СК, подаваемой в Нацкомфинуслуг, нельзя назвать полными.

Дело в том, что, например, многие агенты-физлица могут одновременно работать на несколько СК, в результате чего могут неоднократно фигурировать в итоговом результате. К тому же нужно учитывать количество людей, работающих в агентских компаниях. Такие компании, в частности, широко представлены на рынке страхования жизни. “Только в сегменте “лайфового” страхования около 20 тыс.чел. задействовано в работе компаний-агентов”, — утверждает г-н Залетов.

Повышаем КПД

Несмотря на усилия страховщиков по сокращению расходов, участники рынка и эксперты признают, что рентабельность страхового бизнеса остается крайне низкой — в лучшем случае, 1-5%. Все упирается в непомерно раздутые комиссионные, которые компании вынуждены выплачивать агентам.

“Затраты на ведение дела почти не изменились. О чем говорить, если даже по обязательному страхованию автогражданской ответственности мы до сих пор видим примеры выплат агентской комиссии на уровне 20-30%. В этом виде страхования аквизиционные расходы (расходы СК на привлечение новых и удержание старых клиентов. — Ред.) фактически сравнялись с выплатами”, — говорит Александр Залетов.

Эксперты отмечают, что в среднем по рынку расходы на ведение дела составляют около 50%, хотя на западном рынке нормой считается около 20%. Кстати, такая ситуация характерна не только для отечественного рынка. На российском рынке дела обстоят не лучше.

По данным Алексея Зубца, руководителя центра стратегического анализа “Росгосстраха” (г.Москва; c 1992 г.; около 100 тыс. чел.), озвученным в Казани в начале июня на XV международной конференции по страхованию, расходы страховщиков на ведение дел увеличились за последний год и достигают 50% от уровня полученных премий. “Если рентабельность по страховым операциям компании в настоящее время составляет 3-5%, это уже большое счастье. Многие компании работают на уровне нулевой рентабельности”, — отметил эксперт.

Участники украинского страхового рынка приводят нехитрый подсчет, позволяющий понять, в какой ситуации оказываются многие СК. Например, по программам страхования авто-КАСКО выплаты нередко составляют 70% собираемых страховых премий.

Если добавить хотя бы 20% комиссионных агенту, 3% налога с собранных премий и расходы на штатный персонал, то становится очевидно, что компании рискуют получить отрицательную рентабельность своих операций. Вообще же не секрет, что в процессе страхования заемщиков комиссионные банка как страхового посредника порой достигают 60-80%.

В такой ситуации проблемы у СК возникают автоматически, если рост выплат начинает догонять или опережать рост страховых премий. Компанию могут спасти фактически только финансовые вливания со стороны акционеров, на что могут рассчитывать далеко не все участники рынка.

Вследствие низкой отдачи страхового бизнеса, если таковой не имеет отношения к “схемному” страхованию и банальному обману клиентов, возникают новые проблемы.

“Кризис рентабельности. Именно поэтому из нашего сектора в последние два с половиной года начали уходить акционеры за исключением отдельных сделок, носящих уникальный характер, — говорит Галина Третьякова, генеральный директор УФС (г.Киев; с 2008 г.; объединяет 18 компаний). — С украинского рынка уходят инвесторы. В больших раздумьях акционеры многих компаний. Спасает только революция и политические надежды на нового Президента”.

По ее словам, как акционеры, так и руководство компаний озабочены только одним — вести бизнес в страховании чрезвычайно тяжело, рентабельность чрезвычайно низкая. По подсчетам УФС, в классическом страховании рентабельность составляет всего 1%.

Фактически большая часть компаний работают в зоне убытков. “Сказывается тот факт, что рынок обслуживает маленькие потоки. Наблюдается диспропорция, приводящая к колоссальным непродуктивным затратам”, — отмечает г-жа Третьякова. По ее словам, объем премий в классическом страховании за прошлый год оценивается всего в 13 млрд грн. Эти договоры обслуживают около 120 СК.

“С точки зрения инфраструктуры, страховой рынок сегодня готов обслуживать колоссальные потоки, все готово — ассистансы, СТО, системы урегулирования, продавцы. Акционеры вложили деньги в инфраструктуру, но под нее нет достаточного объема бизнеса”, — считает Галина Третьякова.

Последние новости: