В ласковые сети

В ласковые сети
170

Продовольственные ритейлоры замедляют темпы развития, а то и меняют стратегию. По данным исследовательской компании GT Partners (г.Киев; с 2008 г.; 10 чел.), в январе — марте текущего года в Украине открылись 92 сетевых продовольственных магазина, тогда как за аналогичный период прошлого года — 99. “Снижение темпов развития наблюдается впервые за последние пять лет”, — говорит генеральный директор компании Игорь Гугля.

Как и в прошлом году, лидером по приросту стала днепропетровская сеть “АТБ”, которая в I квартале 2014 г. открыла 25 торговых точек (в январе — марте 2013 г. — 42). На втором месте днепропетровский же ритейлор Varus — 21 супермаркет (три торговые точки годом ранее), на третьем — владелец сетей “Сільпо” и “Фора”, компания Fozzy Group, открывшая пять магазинов (20). Столько же открыла одесская “Копейка” (ни одного в первом квартале прошлого года). Четвертое место с результатом “4 магазина” поделили донецкая “Брусничка” (ни одной торговой точки в январе — марте 2013 г.) и луцкий “Наш край” (4).

Мелкие уходят

В I квартале текущего года, по данным GT Partners, в Украине появились 58 абсолютно новых сетевых торговых точек, оставшиеся 34 сменили вывеску либо прошли ребрендинг. Для сравнения: за первые три месяца прошлого года ритейлоры обзавелись 85 новыми магазинами.

По данным Александра Ланецкого, управляющего партнера консалтинговой компании Retainet (г.Вильнюс, Литва; с 2013 г.; 4 чел.), в строительство одного магазина нужно вложить не менее $1 тыс. на 1 кв.м, а в реконструкцию (при аренде помещения) — около $300. Как известно, площадь гипермаркета должна составлять 5 тыс.кв.м, супермаркета — 2-2,5 тыс.кв.м, “магазина у дома” — 500 кв.м. Для ребрендинга торговой точки, по словам г-на Ланецкого, необходимо около $100 на 1 кв.м. “Все ритейлоры ориентируются на срок окупаемости три-четыре года”, — говорит он.

Сети все активнее развиваются за счет поглощения мелких игроков, считает г-н Гугля (об аналогичных процессах в ритейле строительных материалов см. статью "Партия районов"). По его мнению, это связано с сокращением количества привлекательных для открытия магазинов площадок. Оборот розничной торговли, млрд грн.

Ритейлоры давным-давно поняли, что более половины успеха обеспечивает удачное месторасположение магазина (возле станций метро, на оживленных улицах и т.п.). Но в больших городах уже почти не осталось свободных мест. “Найти хорошую площадку в столице, где мы развиваемся, действительно трудно”, — отмечает Игорь Ланда, генеральный директор сети Novus (г.Киев; розничная торговля; с 2008 г.; более 5 тыс.чел.).

В Киеве все лучшие места заняли крупные национальные сети, а в регионах — локальные ритейлоры, которые развивались местными бизнесменами с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Например, еще пять лет назад крупнейшей сетью Херсона считалась Oskar, принадлежавшая бизнесменам Наталье и Андрею Каруносам. Большинство ее магазинов располагались в собственных помещениях в привлекательных районах города.

Но в последние несколько лет ситуация не благоприятствовала херсонским предпринимателям. В город пришли более сильные национальные сети “АТБ” (11 магазинов) и Fozzy Group (пять магазинов “Сільпо”). В результате Каруносы решили отказаться от розничного бизнеса, сдав в конце прошлого — начале текущего года помещения в аренду одесской сети “Таврия-В”.

В этом году магазины сети “Сарепта” в Донецкой области были переданы в аренду региональному ритейлору “Амстор”, а собственник франчайзинговых магазинов Spar в Киеве и Днепропетровске Сергей Касьянов передал их днепропетровской сети Varus. Российская компания X5 Retail Group (развивала сеть “Перекресток” в Киеве) продала договоры аренды на помещения той же Varus.

“У большинство локальных сетей, которые одними из первых стали развиваться в своих регионах, есть собственные помещения. Они их сдают в аренду своим конкурентам”, — говорит Александр Ланецкий. Он поясняет, что за оборудование обычно платят символическую цену, поскольку продать морально устаревшую технику на открытом рынке сложно.Розничный товарооборот в I квартале 2014 г. по регионам, млрд грн.

Собственники сдают свои магазины в аренду в том случае, если на протяжении нескольких лет не могут продать свой бизнес. Игорь Баленко, председатель наблюдательного совета компании “Фуршет” (г.Киев; розничная торговля; с 1998 г.; более 5 тыс.чел.), подтверждает, что к нему периодически обращаются сети с предложением их приобрести. “Но мы никого не покупаем”, — отмечает г-н Баленко.

Ритейлоров можно понять, считает г-н Ланецкий, поскольку стоимость некоторых локальных сетей отрицательная: долг перед поставщиками и банками часто больше стоимости всех активов. “Некоторые сети ведут бизнес таким образом, что прибыль от сдачи помещений в аренду лишь незначительно меньше той, которую приносит магазин”, — уверяет эксперт.

Борис Музалев, совладелец сети “Таврия-В” (г.Одесса; розничный бизнес; с 1992 г.; около 4 тыс.чел.), добавляет, что небольшим игрокам сложно привлечь финансирование, тогда как быстро развиваться за собственные средства невозможно. “Собственник сети хочет сдать в аренду максимальное количество помещений, но не все площадки могут заинтересовать покупателя. Они могут не подходить по формату, и владельцам недвижимости часто приходится с этим соглашаться”, — говорит г-н Ланецкий.

Продажа падает

Нехватка мест — не единственная причина, по которой ритейлоры снижают темпы развития. Игорь Ланда отмечает, что вследствие девальвации национальной валюты объемы реализации в денежном выражении увеличиваются, а в количественном — сокращаются (см. “Оборот…” на стр50). Это подтвердил и Борис Музалев, но конкретных цифр не назвал, добавив лишь, что “потребители переориентируются на более дешевые продукты, например, с иностранных макаронных изделий на украинские”.

Украинцы действительно пересматривают свою потребительскую корзину, подтверждает существование тенденции Мария Колесник, глава аналитического департамента Консалтинговой группы “ААА” (г.Киев; с 2004 г.; 10 чел.). По ее словам, большинство покупателей отказались от случайных покупок, а также более внимательно смотрят на цену, а не на бренд производителя.

“Посетители магазинов могут и не приобрести лишнюю пачку печенья или сыра с плесенью”, — добавляет аналитик. Например, за март-апрель свинина подорожала, по данным Консалтинговой группы “ААА”, на 43% — до 23 грн./кг в живом весе, стоимость молока ежемесячно увеличивается на 5%, и сейчас закупочная цена на него у сельхозпредприятий составляет 3,5-4 грн./л. За этот же период картофель подорожал на 20% — до 9-12 грн./кг на полках магазинов.

Реакция концентрации

Розничный рынок продолжит консолидироваться, прогнозирует Александр Ланецкий: “Крупные операторы будут поглощать более мелких конкурентов”. Он также добавляет, что это один из наиболее эффективных путей дальнейшего развития (аналогичные процессы наблюдались и в первой фазе кризиса — см. статью "Оборотная сторона").

Сейчас у крупных национальных ритейлоров неплохой выбор. По данным компании GT Partners, в Украине насчитывается около 100 сетей, из которых 12 национальных, 6 международных и 10 региональных (присутствуют в двух-трех регионах). “Все остальные — локальные ритейлоры, т.е. их магазины представлены только в одной области”, — говорит Игорь Гугля.

Именно локальные сети, как правило, первыми готовы перепродавать договоры аренды, т.е. перезаключать их с владельцем помещения на новое юрлицо — “покупателя”. При этом часто ставки за пользование объектом недвижимости повышаются незначительно — не более чем на 10-15% по сравнению со ставками старого контракта.

От увеличения количества таких сделок страдают поставщики, поясняет Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (г.Киев; консультационные услуги; с 2010 г.; 3 чел.). “После завершения таких сделок все долги остаются “висеть” на “старом” юрлице, но имущества у него уже нет — оно выводится раньше. Поэтому реально получить свои деньги за поставленный товар практически невозможно”, — говорит он. У некоторых ритейлоров — владельцев помещений последние часто оформлены на другое юрлицо.

Сергей Мазур, директор компании “Витис Групп” (г.Киев; дистрибуция алкогольных напитков; с 2008 г.; более 150 чел.), подтверждает, что периодически им приходится списывать такие долги: “У юрлица-должника нет никакого имущества”. Директор компании — крупного поставщика алкогольных напитков, пожелавший остаться неназванным, говорит, что они не могут вернуть деньги за свои товары, поставленные в уже проданные магазины: “Мы подали иски в суды, но сильно на них не рассчитываем”.

Поэтому, по словам г-на Мазура, поставщики стараются минимизировать дебиторскую задолженность. Как только ритейлоры задерживают оплату за поставленный товар на месяц-два, компания “замораживает” новые отгрузки.

Последние новости: