Ивент как аттракция для туриста

Ивент как аттракция для туриста
783

Что может предложить Украина на рынке событийного туризма?

Событийный туризм в узком и традиционном понимании это специфический вид туризма, связанный с посещением конкретного места и конкретного события. Это мощная, перспективная и недооцененная ниша туризма в Украине. Во всем мире событийный туризм является не только положительной имиджевой составляющей страны, визитной карточкой города, но и катализатором развития экономической среды, прибыльным бизнесом.

Я считаю правильным подход, когда событийный туризм рассматривается не отдельно, а в комплексе с другими возможностями посещения страны. Ивент стоит рассматривать в первую очередь как полноценную причину посещения, то есть, как первоначальную цель туриста. С другой стороны, ивент может быть лишь поводом посетить ту или иную страну, и тогда турист открыт для других предложений и аттракций. В любом случае, ивент неразделен с локацией, и туристы редко ограничиваются только посещением концерта или фестиваля, они обязательно захотят посмотреть город. И здесь задание города состоит в том, чтобы превзойти ожидания туриста. 
 
Ивент для города – это всегда удачный и действительный маркетинговый шаг. Удачное и популярное массовое мероприятие привлекает людей, которые, так или иначе, оставят здесь деньги. При правильной подаче, турист как максимум вернется сюда снова, а как минимум поделится приятными впечатлениями и привлечет сюда других туристов. В конце концов качественные ивенты заработают городу сначала репутацию, а потом бюджет.

Возьмем, к примеру, бразильские карнавалы. Это фишка страны, это главная аттракция, которая привлекает туда людей, это бренд, который вошел в стойкие ассоциации с Бразилией. Конечно, там есть и пляжи, и исторические достопримечательности, и масса интересных мест, но этого мало для того же европейца, чтобы лететь через океан. Все это он может получить, не выезжая из шенгенской зоны. Но карнавалы – нет. Бразильские карнавалы кардинально отличаются от тех же венецианских масштабом, характером, контентом. Они создают неповторимое настроение и в полной мере передают дух настоящей Бразилии, именно за этим на них и приезжают. И казалось бы, обычный ивент, пускай многолюдный, масштабный, но что это по сравнению с масштабами Бразилии? А это целая индустрия в рамках такого мегаполиса как Рио-де-Жанейро. Туризм является основным источником дохода во время карнавала, когда в местный бюджет поступает свыше 750 миллионов иностранной валюты и впредь наблюдается тенденция по возрастанию этой суммы. За время карнавала Рио-де-Жанейро принимает свыше 900 тысяч внутренних и внешних туристов, которые, в основном, оставляют свои деньги в сфере питания, транспорта, отельного бизнеса. На удовлетворение потребностей карнавала ежегодно создается около 250 тыс. рабочих мест в сфере услуг.

Или взять известный Октоберфест в Мюнхене, который закончился 5 октября. Каждый год его посещают около 6 миллионов человек, из которых минимум 30% - туристы. Еще в 2013 году гости фестиваля потратили в общей сложности 1,1 млрд евро на гостиницы, проезд, питания и собственно угощения на фестивале. В этом году, уверен, эта сумма минимум в полтора раза больше, так как за бокал пива на фестивале просили 10 евро.

Бренд Венгрии в сфере событий – это, конечно, фестиваль «Sziget». Этот ежегодный музыкальный фестиваль проводится уже более 20 лет и был дважды признан лучшим фестивалем Европы(в 2012 и в 2014 году). В обыкновенный день в Будапеште около 30 тыс. туристов, но на «Sziget» каждый день приходит свыше 70 тыс. посетителей. Это еще один яркий пример того, как качественный ивент привлекает в страну весомый поток людей. 

В Украине дела с событийный туризмом, как впрочем, и с обычным, обстоят не так хорошо, как хотелось бы, однако перспектива развития именно этой отрасли огромна. Проведение масштабных ивентов всегда свидетельствует о том, что в стране относительно стабильная и безопасная ситуация. Да, Олимпийские игры нам сейчас вряд ли под силу, однако фестивальный бум в стране явно свидетельствует о том, что не смотря на военный конфликт и тяжелую экономическую ситуацию, Украина не спит, а развивается, она хочет и может предоставить на ивент-рынке, даже международном, что-то стоящее. 

В первую очередь это касается столицы. Киев был и пока что остается всеукраинским трендсеттером, и в области событийного туризма в том числе. Лично я горжусь, что проекту «Уличная еда» удалось внедрить такой формат досуга, как посещение мероприятий и организовать ивенты, достойны столицы Украины. Однако еще больше меня радует то, что на новообразованном рынке мы не одни. Такие проекты как «Don’t take fake» и «The New Old Baraholka» являются, как по мне, двигателями малого бизнеса, хорошей площадкой для раскрутки местных производителей, украинских брендов, внедрения мировых тенденций.

Прогремевшая на всю столицу «The New Old Baraholka” сейчас переходит в формат ежемесячного маркета “Кураж Базар” по примеру европейских и азиатких барахолок. Тот же “ГогольФест”, “Made in Ukraine” и другие фестивали пускай они еще не идеальны в плане организации, однако они наши, и отражают нашу, украинскую идентичность, хранят нашу неповторимую изюминку. Именно такие мероприятия, во-первых, объединяют нас внутри страны и могут заинтересовать туристов в качестве дополнительной аттракции. 

Я считаю, что на данном этапе мы можем говорить об украинских ивентах только как о дополнительной опции для туриста, но не главного повода для путешествия. И проблема не только в напряженной ситуации в стране, но и в типичной нехватке инфраструктуры. «Евро-2012» в какой-то степени сдвинуло с мертвой точки эту проблему, но не решило ее, это точно. И если приватный сектор начинает работать на качество в области ресторанного и отельного бизнеса, то государство явно подкачивает со строительством дорог и решением транспортной проблемы. В ивент индустрии ситуация похожа. Частные инициативы опережают не только проекты местных властей, но и принятие соответствующей законодательной базы. Можете спросить у любого организатора, легко ли договорится с муниципалитетом о проведении ивента на государственной территории, и вы услышите только отрицательный ответ. 

В той же Львовской области местные власти не только сами организовывают достойные мероприятия, но и поддерживают частные проекты. Фестивали кофе, вина, шоколада, медиа и книжные форумы, велопробеги – все это становится украшением и без того роскошного города. Именно поэтому во Львов хочется возвращаться снова и снова, сколько бы раз ты в нем ни бывал – там всегда можно найти что-то интересное. Фестиваль «Захід» во Львовской области считается одним из самых успешных музыкальных фестивалей Украины и уже собирает туристов из соседних стран. 

Немалый прогресс в этой сфере достигла и Одесская область, главной аттракцией которой сейчас является «Z-Games» – самый масштабный культрно-спортивный фестиваль Восточной Европы. Я знаком с организатором Максимом Карпием лично и могу ручаться, что этот человек делает свои проекты “на совесть” – для людей как для себя. Сам не единожды бывал на “Z-Games” и считаю, что это мероприятия однозначно международного уровня, достойное внимания туриста в Украине. Тем не менее, это только начало. Одесса впервые приняла в этом году на себя роль туристической мекки и как по мне справилась с этим заданием, поэтому в будущем стоит ожидать ивент-бума именно в этом городе. 

Таким образом, очевидно, что ивент-сфера Украины развивается, пусть несистематично, но динамично. С каждым годом качество мероприятий улучшается, а интерес к стране растет. У нас уже есть, что показать иностранцам, но проблема в среде. Внутри проекты могут быть безупречны, но если внешняя среда не готова к потоку людей, к их качественному обслуживанию, предоставлению всех услуг, к коммуникации, говорить о стремительном развитии событийного туризма рано. Не говоря уже о военно-политической обстановке, которая на данный момент является главным препятствием для развития туризма. Надеюсь, это лишь вопрос времени, и вскоре, уверен, Украина займет достойное место на мировом рынке ивентов рядом с Октоберфестом и бразильскими карнавалами. 
Последние новости: