Следуя лучшей тендерной практике

Следуя лучшей тендерной практике
746

Мировой опыт знает несколько моделей и алгоритмов осуществления закупок товаров и услуг на тендерной основе. Причем, они достаточно успешно применяются как в частном, так и государственном секторе. Но важен не только процесс взаимоотношений между заказчиками и исполнителями. К тому же здесь все относительно понятно. Любой тендер должен строиться на прозрачности всех процессов, четких правилах игры между сторонами, а также на достаточной степени контроля за ходом торгов, чтобы избежать злоупотреблений и коррупции.

Плюс ко всему, во всех развитых странах любой участник тендера может запросить и получить детальную информацию о его итогах, а также право обжаловать его результаты и оспорить в судебном порядке. Это норма для всех стран Западной Европы, эти же подходы уже применяются и во многих странах Восточной Европы.

Однако есть и оборотная сторона юридических и организационных процедур, связанных с тендерами. Речь о технической реализации, удобстве и простоте всех процессов. Что необходимо заказчику? Адекватная цена, соответствующее качество товаров или услуг, своевременная реализация договорных обязательств. Что нужно исполнителю? Ответственность заказчика и его платежеспособность.

Ведь отдавая в ремонт автомобиль, наверное, каждый из нас поинтересуется квалификацией автослесаря, надежностью и имиджем автосервиса, поскольку каждому из нас важно, в чьи руки попадет его автомобиль. Также мы поступаем при выборе врача, к которому хотим обратиться за помощью. Поэтому выбирая подрядчика для выполнения работ или поставки продукции, заказчик должен руководствоваться тем, что исполнитель обладает достаточной квалификацией для выполнения работ в должном объеме и соответствующего качества. В США, например, давно используется так называемый алгоритм QBS, который позволяет в ходе закупок выбирать компании по их репутации и уровню квалификации.

Вместе с тем, каждый тендер имеет множество нюансов, технических и юридических тонкостей, и предусмотреть их крайне сложно. Поэтому когда мы говорим о выборе площадки для проведения торгов, важно ориентироваться прежде всего на провайдера, который возьмет на себя задачи по некоей предварительной "ревизии", аудиту, подготовительных процедур. В таком случае успешность завершения тендера возрастет в разы. А стороны, при этом, обезопасят себя от взаимных недопониманий и проблем в работе.

И это, отнюдь, не голословное заявление. Например, инновационные технологии позволяют избежать "накрутки" цен, получая на выходе контракт на 5-20% ниже "рынка". В частности, согласно небольшому исследованию NEWTEND, выяснилось, что в ходе закупок многие компании переплачивают за товары и услуги до 10%.

Но, в то же время, электронные торги являются и действенным механизмом борьбы с искусственным демпингом за счет повышения прозрачности закупок и владения общей ценовой ситуацией на рынке.

Очень важна проверка репутационной составляющей, которая существенно влияет на выполнение поставщиками и подрядчиками своих обязательств. Как решить этот вопрос? Достаточно просто, внедрив рейтингование, которое может быть реализовано в форме балльной системы по итогам проведенных сделок. И бизнес очень поддерживает подобную инициативу, поскольку это позволит создать систему "черных списков" компаний которые нарушают обязательства, и оградить себя от сотрудничества с ними в будущем. К тому же, рейтинг должен присваиваться как заказчику, так и исполнителю. Ведь угроза недобросовестности есть с каждой стороны. Поэтому реализация подобного механизма – одна из наших задач на ближайшее будущее.

Кроме того, важно учитывать, что электронная платформа сокращает финансовые затраты на закупки на 3–7%, а трудозатраты на осуществление торгов уменьшаются на 50%. Ведь система значительно упрощает контроль всех процедур, связанных с тендером. Закупщик может добавлять неограниченное количество лотов, управлять условиями сделки и поставок, поручить системе автоматически уведомлять поставщиков о проведении тендера, а также автоматически мониторить ход торгов. Поставщики, в свою очередь, всегда могут отслеживать свои предложения на фоне других конкурентов, создавать прайсы неограниченного количества товаров и типов цен, получать заявки в режиме онлайн, а также интегрировать торговую платформу с бухгалтерскими программами.

Причем, мы отдаем себе отчет, что бизнес на данном этапе не готов использовать электронные торги для работы с незнакомыми и непроверенными поставщиками. Именно поэтому заявитель должен иметь выбор между подтвержденными подрядчиками, и новыми, которых предложит ему система. Это позволит оценить выгоды закупок с помощью постоянных контрагентов, и, основываясь на положительном опыте, постепенно расширить круг поставщиков.  

Последние новости: