Украина на пути к ЕС. Реформа технического регулирования

Украина на пути к ЕС. Реформа технического регулирования
763

В разработке стандартов должны участвовать союзы потребителей, предприятий и общественные активисты

Сейчас в Украине остро стоит вопрос реформирования системы технического регулирования. По инициативе Министерства экономического развития и торговли были разработаны и внесены изменения к разработке технических регламентов на период до 2020 года.

Проблемы технического регулирования и почему необходимы реформы?

Правовое регулирование в сфере производства и предоставления услуг, создание технических регламентов в целях защиты здоровья, имущества, национальной безопасности и т.д. построено на устаревшей советской системе. Стандартизация и сертификация в Украине не являются добровольными процедурами. Процесс прохождения обязательной сертификации является длительным настолько, что может затянуться на целый год. Казалось бы, что плохого в проверке продукции на качество и надежность для потребителя, ведь стандарты утверждаются государством.

Дело в том, что система технического регулирования существенно отличается от системы, которая внедрена в Европейском Союзе. К тому же, откровенно говоря, большинство старых стандартов, введенных в Украине не соответствуют международным.
Собственно говоря, устаревшие требования к стандартизации являются существенным препятствием для развития инноваций в стране. Так, например, новые технологии или новое оборудование нельзя импортировать в Украину пока оно не будет соответствовать существующим стандартам. Но ведь это вздор! Еще недавно в государстве действовало более 16 756 ГОСТов, разработанных до 1992, половина из которых была принята до 1980 года. О каких инновациях и перспективах развития государства может идти речь с такой системой оценки соответствия?

Собственно, сам процесс проведения сертификации является достаточно неудобным и громоздким для производителя, а претензии соответствующих контролирующих органов чаще касаются документации, а не качества продукции.

Проще говоря - система устарела, неэффективна и нуждается в реформировании.

Как это происходит в ЕС?

В отличие от Украины, где разрабатываются необходимые для выполнения стандарты, в странах ЕС введены соответствующие директивы, а стандарты разрабатываются не государством, а всеми заинтересованными сторонами. То есть фактически в государственном регулировании участвуют союзы потребителей, предприятий, общественные активисты, которые вместе и разрабатывают стандарты. Такие стандарты являются добровольными, а не общеобязательными. Кроме того, по старой системе в Украине контроль происходил посредством сертификации и осуществлялся только государством, в то время как в ЕС безопасность продукции контролирует рыночный надзор.

Каким образом должен происходить рыночный надзор? Как он заменит сертификацию?

В идеале в ЕС рыночный надзор постоянно ведут соответствующие органы рыночного надзора и реагируют на жалобы покупателей. Каким образом? Закупая продукцию за бюджетные деньги и тестируя ее в аккредитованных лабораториях. В случае выявления некачественной или опасной продукции, которая может угрожать здоровью покупателя, лицо, ответственное за введение ее в обращение на рынок Украины, должен заплатить штраф. Кроме того, некачественная продукция может быть отозвана с рынка.

Что уже сделано

Во-первых, по инициативе Минэкономразвития был принят закон о «Технических регламентах», что в будущем даст основу для принятия соответствующих директив ЕС. Кроме того, уже создано 98 органов по оценке соответствия техническим регламентам - эти органы проверяют качество продукции при добровольной сертификации. Во-вторых, отменена обязательная сертификация на ряд продукции с малым риском, а также на топливо, трубы, трубопроводную арматуру и товары легкой промышленности. Стоит отметить, что была упрощена процедура стандартизации - принят Закон «О стандартизации», а также Закон «О метрологии и метрологической деятельности».

О планах на будущее

Итак, сейчас Минэкономразвития планирует привести систему технического регулирования в соответствие с требованиями ЕС, продолжить модернизацию органов оценки соответствия, а также повысить квалификацию специалистов в сфере аккредитации.
Целью министерства является создание эталонной базы на 2016- 2020 годы, принятие ряда нормативно-правовых актов, необходимых для обеспечения надлежащего и качественного технического регулирования и гармонизации этой сферы с законодательством ЕС.

Ожидаемый результат

Собственно говоря, мы нацелены на конкретный результат - ожидаем, что совместными усилиями Минэкономразвития вся система технического регулирования будет приведена к международным нормам и признана на европейском уровне. Следует подчеркнуть, что по ожидаемым результатам техническое регулирование будет функционировать не просто как инструмент государственного контроля рынка, а в первую очередь служить тем вспомогательным рычагом для предпринимательства, что будет способствовать устранению технических барьеров для ведения бизнеса, повышению конкурентоспособности продукции на рынках и усилит развитие добросовестной конкуренции.
Последние новости: