Банковское рабство. Зачем Глава финкомитета ВРУ инициировал расширение полномочий банков

Банковское рабство. Зачем Глава финкомитета ВРУ инициировал расширение полномочий банков
686

Большое внимание в проекте закона уделено особенностям электронных платежных систем

Сергей Рыбалка в феврале этого года зарегистрировал законопроект под номером 6027 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення довіри між банками та їх клієнтами».

Факты

В заключении Главного научно-экспертного управления ВРУ сам текст проекта закона никаких реальных шагов для «повышения доверия между банками и клиентами» не предусматривает.

Более того, парламентские эксперты констатировали, что предложенный радикалом документ значительно расширяет права банковских учреждений-кредиторов, однако не улучшает положение заемщиков и, тем более, не расширяет их права.

“Обращаем внимание на то, что название законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения доверия между банками и их клиентами" не в полной мере соответствует содержанию проекта и Пояснительной записке к нему. Дело в том, что в проекте вводится несколько односторонний механизм защиты прав банков-кредиторов без учета того, что не менее важной в соответствующих отношениях является и защита интересов заемщиков (должников)”, – говорится в заключении о законопроекте. Анализ законопроекта действительно указывает на желание его авторов защитить интересы банков.

Ответственность пусть несут люди, а не банки

Большое внимание в проекте закона уделено особенностям электронных платежных систем. Сейчас, чтобы получить кредитную или платёжную карту, украинцы должны лично обратиться в банк и подписать документы. Авторы законопроекта предлагают дать возможность совершать эту процедуру без личного участия — посредством доверенности.

Минус такого нововведения в том, что в случае проблем с движением средств по карточному счету, открытому посредством доверенности, банк перекладывает любую ответственность на владельца карты.

К примеру, если кто-то, подделав доверенность, смог совершить противоправные действия с вашим счетом – банк за недостаточную верификацию операции никакой ответственности нести не будет (в случае принятия законопроекта).

В законопроекте также, по непонятным причинам, понятие «електронний цифровий підпис» заменено на «електронний підпис». И если в первом случае украинское законодательство содержит подробное определение, то во втором — параметры понятия нигде не выписаны. И следовательно, возможны разные трактовки (см ст. 1 Закона Украины "Про электронную цифровую подпись").

При этом, исходя из сути законопроекта, С.Рыбалка предлагает назвать «електронним підписом» сканированную форму собственноручной подписи владельца, подделать которую теоретически сможет даже школьник.

Поручителя предлагается лишить права принимать решения

Особое внимание авторы законопроекта уделили такой процедуре, как поручительство. В случае, если законопроект будет проголосован, то изменением статьи 559 «Цивільного кодексу України» поручитель будет лишен права на принятие взвешенного решения по обеспечению обязательств должника.

Таким образом, если между банком и должником возникает договоренность об увеличении суммы кредита, то дополнительных формальностей с поручителем уже не нужно — он автоматически отвечает за всю сумму. Предположим, вы стали поручителем по кредиту своего партнёра, вы вместе строите бизнес и понимаете под какие ресурсы берёте кредит. Партнёр оказывается ненадёжным и берёт без вашего ведома ещё кредит. Отдавать нечем — ваша проблема.

Для исполнения этой нормы авторы законопроекта также предлагают увеличить срок предъявления претензий поручителю с 6 месяцев до 3 лет.

Право банков уведомлять клиента об изменениях процентной ставки постфактум

Авторы законопроекта предлагают дать возможность банкам уведомлять заемщика об изменении процентной ставки не за 15 календарных дней до даты введения новой ставки, как это действует сейчас, а в течение 15 дней после её введения.

Минус такой нормы очевиден — предприятие в самый неожиданный момент может лишиться операционных денег.

Ипотека и транспорт

Во «благо» заемщиков в законопроекте радикала есть несколько неоднозначных предложений.

К примеру, предлагается отменить нотариальное заверения договора залога на транспортное средство. В таком случае, по мнению участников рынка, можно ожидать рост количества мошеннических действии, таких как, получению нескольких кредитов под залог одного автомобиля.

Вдобавок, документом предлагается ужесточить правила ипотеки и дополнительных расходов ипотекодержателей, а также изменить в пользу банков правила реализации залогового имущества.

Контекст

Законопроект №6027 защищает интересы владельцев банков — это неоспоримый факт.

Вместе с тем, аналитики рынка считают, что предложенные Рыбалкой нововведения могут привести к обратному от ожидаемого эффекту. Ужесточение правил и ущемление прав клиентов всегда приводит к оттоку капиталов из банковской в «чулочную» сферу. Таким образом, копеечные выигрыши могут обернутся глобальными потерями.

Напомним, ранее СМИ звучали версии о возможном назначении С. Рыбалки главной НБУ.

Также напомним, что в Парламенте инициировали создание ТСК с целью расследования семейного бизнеса С. Рыбалки, который по данным журналистского расследования, имеет активы в Липецке (РФ).

Как сообщал БИЗНЕС 8 мая, теперь вся техника должна продаваться через кассовый аппарат. Ранее сообщалось, что в Украине вступил в силу закон об электронных билетах в общественном транспорте.


Последние новости: