Что дает украинским стартапам выход в Польшу

Что дает украинским стартапам выход в Польшу
2400

Он редко бывает самоцелью

Есть расхожее мнение, что по-настоящему инновационный проект не зависит от стран и границ и найдет возможности где угодно. Но в свете событий последних лет с этим утверждением в Украине согласиться все тяжелее. Сегодня большинство стартапов рассчитывают на расширение, а то и полное переориентирование на западные рынки. Некоторых привлекают европейские инвестиции, и они перемещаются в Польшу, Германию, Великобританию, кто-то выходит на американский рынок.

Не у всех получается перевезти стартап сразу в Кремниевую долину, и в этом случае хорошим плацдармом для дальнейшей экспансии становится Польша – ближайший к Украине европейский рынок. Сегодня во Вроцлаве, Кракове, Варшаве уже работают десятки компаний, пришедших из Украины, и этому есть несколько объяснений.

Польский рынок – крайне привлекателен с точки зрения инвестирования. Это открытый европейский рынок с большим потенциалом и перспективами роста. Львиную долю инвестиций в Польше получают потребительские сервисы e-commerce и простые технологичные проекты. Для компаний такого рода в Польше масса перспектив.

 

Wishround

Знімок екрана 2015-12-28 13.18.12.png

Один из таких проектов – Wishround – онлайн-сервис коллективных подарков, основанный в 2014 году Юрием Шевченко и Виталием Кедыком. Платформа выступает связующим звеном между тем, кто хочет получить подарок, собственно дарителем и магазином-партнером. Пользователь регистрируется на сайте, указывает подарок, который хотел бы получить, и делится ссылкой с друзьями и коллегами, а те в свою очередь обеспечивают сбор нужной для покупки суммы в течение семи дней. Таким образом, инициатор сбора может потратить собранную сумму, купив желаемую вещь в одном из интернет-магазинов, которые являются партнерами сервиса.

Попав в акселерационную программу GrowthUp, в марте 2015 года сервис получил $200 тыс. от венчурного фонда BeValue. С сентября Wishround запустился на польском рынке. Для полноценного функционирования сервиса понадобилось время для адаптации к местным реалиям бизнеса – интеграции с местными платежными системами и налаживания связей с интернет-магазинами. На сегодняшний день в компании работают 6 человек в Украине и двое в Польше. В планах – выход на рынки других европейских стран.

“Решение о выходе на внешний рынок мы приняли только потому, что на момент запуска проекта в украинском e-commerce все было не очень хорошо. Да и платежеспособность населения резко упала, потому подарки стали последним, о чем думали украинцы. Польшу выбрали, с одной стороны, как дверцу в Европу, с другой - как самый быстрорастущий рынок в регионе. Запускать проект на растущем рынке всегда лучше. Даже сейчас по объему он в шесть раз больше украинского e-commerce. Еще один плюс в пользу Польши - поляки достаточно активно платят в онлайне. Они именно платят, а не просто заказывают товар по телефону, рассчитываясь с курьером наличными. Очевидно, что самые заветные рынки Европы – Германия и Великобритания. Выход на эти рынки из Польши кажется вполне логичным шагом: к примеру, в Великобритании достаточно многочисленная польская диаспора”, – комментирует свой выбор CEO Wishround Виталий Кедык.

 

Preply

Знімок екрана 2015-12-28 13.21.18.png

Как плацдарм для дальнейшего завоевания «большой Европы», рассматривает польский рынок и Кирилл Бигай – генеральный директор и соучредитель Preply, сервиса по поиску локальных и он-лайн репетиторов.

Интернет-платформа позволяет в несколько кликов выбрать подходящего преподавателя иностранных языков, точных и гуманитарных наук из обширной базы репетиторов, зарегистрированных на сайте, а также разместить свою заявку о поиске нужного специалиста. Примечательно, что в Preply можно выбрать не только местного преподавателя, но и онлайн-репетитора из другой страны – ведь изучать язык с носителем, как правило, гораздо эффективней.

Этим летом сервис привлек $120 тыс. инвестиций от TechStars Berlin, немецкого подразделения одного из ведущих бизнес-акселераторов в мире. Часть средств были использованы для увеличения базы зарегистрированных пользователей, часть – на расширение функционала и экспансию на европейские рынки, в частности, на польский, куда сервис вышел, уже зарекомендовав себя в Украине, России, Беларуси и Казахстане.

Принятие решения о запуске в Польше было продиктовано потребностями большого сервиса в расширении. На сегодняшний день число зарегистрированных в базе сервиса репетиторов превысило 14 000 человек. В дальнейшем Preply планирует продвигаться в другие страны – Германию и Испанию, а также, возможно, Индонезию, Бразилию, Индию и Турцию.

В Польше Preply уже вошел в ТОП-10 образовательных компаний, а польский рынок занимает около 5 % в структуре доходов, и эта доля имеет тенденцию к росту. В Польше также наблюдается высокий запрос на школьное репетиторство. “Польша находится между Украиной и Германией не только географически, – говорит Бигай. – В этой стране можно хорошо заработать и построить достойную компанию, которая не станет миллиардной, но будет достаточно большой для того, чтобы не было необходимости выходить на международный рынок”. Впрочем, для Preply это не означает отказ от глобальных амбиций.

 

Betegy

Знімок екрана 2015-12-28 13.22.05.png

Основатель сервиса спортивных прогнозов Betegy Алексей Корнилов считает, что низкие издержки ведения бизнеса в Польше по сравнению с более развитыми европейскими странами  – это одно из основных преимуществ выхода на польский рынок. Betegy – сервис, работающий в сфере футбольной статистики, прогнозирует футбольные события. Проект запустился в Польше в 2012 году, получив инвестиции от немецкой венчурной компании bmp media investors. Основная масса клиентов сервиса сосредоточена в Западной Европе и Северной Америке, хотя на сегодняшний день бизнес развивается также и в Польше.

В свое время Корнилов приехал Варшаву по велению сердца. Ему понравился город, и он по прошествии трех лет открыл здесь свой бизнес с прицелом на глобальный рынок. В Польше у него только 3-5 % от общего числа клиентов, но, тем не менее, в ближайшие месяцы на повестке дня стоит локализация продукта для польского рынка.

“Большим плюсом ведения бизнеса в Польше считаю надежную законодательную базу по защите интеллектуальной собственности, а также относительную простоту и скорость открытия юридического лица, подготовленного для венчурных инвестиций, – комментирует Корнилов. – Из минусов отмечу недостаточно развитую сферу венчурных сделок по сравнению с такими странами, как Германия или Великобритания”.

 

DelFast

Знімок екрана 2015-12-28 13.27.44.png

Стартап DelFast, оперативно доставляющий малогабаритные грузы по Киеву, вышел на польский рынок в августе этого года.

Ранее для запуска проекта в Украине основатели привлекли $40 тыс. инвестиций от Startup.ua и $250 тыс. от Imperious Group. Первый транш получили в октябре 2014 года, а уже в ноябре запустили первую доставку и получили первую прибыль.

Отличительной чертой проекта стал способ доставки – курьеры ездят на электровелосипедах. Это одновременно стало и фишкой, и определенной сложностью – на момент запуска сервиса на украинском рынке не оказалось электровелосипедов с необходимыми техническими характеристиками. Поэтому DelFast решил усовершенствовать украинские велосипеды Comanche, устанавливая на них электродвигатели и мощные аккумуляторы для увеличения пробега.

На сегодняшний день в Киеве работают пять станций DelFast, которые обслуживают в основном интернет-магазины – в клиентской базе их около 200. Велодоставка за несколько месяцев стала настолько популярной в Киеве, что решено было осваивать новые рынки, и выбор пал на Польшу, в частности, на Варшаву. Компания открыла офис в Варшаве, развивает инфраструктуру и привлекает клиентов, в частности, владельцев польских интернет-магазинов. Сооснователь сервиса Даниил Тонкопий солидарен с коллегами в том, что Польша – отличный старт для продвижения в Европу.

“Кардинальных отличий между рынками Украины и Польши нет. Но поляки, в связи с тем, что раньше и быстрее вырвались из совка, более щепетильны в вопросах договоров, – говорит Андрей Бычковский, совладелец DelFast. – Если в Украине можно начать сотрудничество на словах, то в Польше без контракта никто не работает, а обсуждение пунктов договора может растянуться на несколько недель, а то и месяцев. Но в целом, польская рыночная ситуация куда интереснее: денег у населения больше, покупательская способность, соответственно, выше, а рынок e-commerce в 3-4 раза масштабнее”.


Различные ситуации и факторы становятся решающими при выборе польского рынка для бизнеса. Для кого-то это важная ступень в развитии, для кого-то – плацдарм для дальнейшей экспансии на европейский рынок, а кто-то вынужден уезжать, чтобы иметь возможность вести бизнес в приемлемых условиях. Несмотря на то, что Польша – одна из самых привлекательных стран для выхода на европейские рынки, все же следует делать прогнозы развития украинского бизнеса в Польше крайне осторожно. Здесь стоит учитывать и различия в законодательствах Украины и Польши, которые напрямую касаются ведения бизнеса и уплаты налогов. Также не стоит забывать о девальвации гривны и неутешительных прогнозах на этот счет, что тоже усложняет развитие украинского бизнеса в Европе.

Последние новости: