Грядет новое правовое регулирование отношений государства и бизнеса

Грядет новое правовое регулирование отношений государства и бизнеса
1068

До конца года государство предложит новый формат правового регулирования отношений с бизнесом и правил его работы. Речь идет об отмене Хозяйственного кодекса, действующего с 2004 года. 

Инициированный Министерством юстиции процесс реформирования законодательства, регулирующего деятельность субъектов хозяйствования, запущен. Рабочая группа, сформированная ведомством для решения этой задачи, уже приступила к выполнению своих обязанностей.

В том, что действующий Хозяйственный кодекс морально устарел и требует основательного изменения, сомнений нет ни у кого. Кодекс не просто дублирует отраслевое законодательство (требования к участникам фондового рынка, правилам пользования природными ресурсами), но даже противоречит им (нормы законов «О банках и банковской деятельности» и «О Национальном банке Украины», антимонопольное законодательство). Несогласованное законодательство и сложное регулирование создают дополнительные проблемы для бизнеса в судебных спорах, а, следовательно, ухудшают инвестиционную привлекательность страны.

В профессиональной среде обсуждаются две концепции реформирования Хозяйственного кодекса. Первая – отмена Хозяйственного кодекса как такового. При таком варианте положительные с точки зрения правового регулирования нормы будут имплементированы в действующие законы, а дублирующие и противоречивые – попросту утратят свою силу. Такой подход позволит быстро добиться не только основой задачи – отмены неэффективных положений кодекса, но и упрощения регуляторной базы для бизнеса.

Второй путь – более длинный: разработка и принятие нового кодифицированного акта в сфере хозяйствования. Его реализация потребует не просто отменить Хозяйственный кодекс, а четко определить предмет правового регулирования нового документа. И хоть осуществление такого варианта может занять больше года, но именно этот путь, по нашему мнению, будет наиболее правильным и последовательным в реализации государственной политики. И вот почему.

Думаю, никто не будет оспаривать тот факт, что хозяйственное право, в национальной правовой системе, сформировалось как отрасль права. Это отражено не только в наличии самостоятельных Гражданского и Хозяйственного кодексов, но и в специфике метода хозяйственно-правового регулирования. При этом отрасль хозяйственного права и Хозяйственный кодекс не стоит отождествлять.

Новый кодекс должен включать в себя нормы, регулирующие отношения публично-правового характера, в которые вступают субъекты бизнеса при осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также отношения между бизнесом и государством, как равноправными бизнес-партнерами.

Речь идет, в первую очередь, о регулировании тендерных процедур, отношений в сфере государственно-частного партнерства, вплоть до определения инструментов государственного регулирования деятельности бизнеса, а также условий и порядка применения административно-хозяйственный санкций.

Такие отношения должны быть четко регламентированы, в первую очередь, для защиты интересов бизнеса. «Распорошенность» правовых норм по отдельным актам, отсутствие единой концепции регулирования отношений между бизнесом и государством не будет способствовать их эффективному развитию.

Реформирование Хозяйственного кодекса, безусловно, необходимо. Однако, оно должно быть последовательным, с четкой научно и практически подтверждённой концепцией в основе. Именно таким путем шли развитые страны, в список которых мы стремимся попасть.

Последние новости: