Проблемы новой системы медицинского страхования для Украины

Проблемы новой системы медицинского страхования для Украины
1140

Размер пакета медуслуг должен быть реалистичным, в четком соответствии с реальными экономическими условиями.

Глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец подала на рассмотрение Верховной Рады законопроект о введении с 2018 года общеобязательного государственного социального медицинского страхования в Украине. Инициатива связана с отсутствием у государства возможностей обеспечить потребности населения в охране здоровья за счет бюджетных средств в условиях сильного ухудшения финансово-экономического положения в стране. Новая система предполагает формировать средства на медицинское обеспечение за счет целевых страховых взносов с доходов граждан. Медстрахование призвано обеспечить бесплатное предоставление застрахованным лицам, то есть всем гражданам страны, включая неработающих пенсионеров, инвалидов, студентов и детей, медицинских услуг.


Проблема не в модели, а в принципе
Украине нужна не новая модель медицинского страхования, а новая модель финансирования системы здравоохранения. Медицинское страхование – это только модель сбора средств, а ключевой проблемой в отечественной системе здравоохранения является принцип, по какому эти деньги расходуются. Я считаю, что эффективная модель описана в Концепции реформы финансирования системы здравоохранения. В частности, новые механизмы оплаты медицинских услуг (принцип «деньги идут за пациентом»), подразумевающие отказ государства от содержания инфраструктуры медицинских учреждений посредством постатейного сметного финансирования. Государство постепенно переходит к оплате медучреждениям за реальные услуги, предоставленные пациентам. Также нужно понимать, что бесплатной медицины не существует, так или иначе, она финансируется из госбюджета, то есть из наших с вами налогов. Речь должна идти о четком размежевании ответственности между сторонами процесса: государством, гражданами и врачами:
Государство – декларирует и гарантирует оплату в рамках гарантированного пакета медицинских услуг (за пределами этого пакета граждане оплачивают из собственного кармана, либо это делает страховая компания в случае, если гражданин вовремя оформил договор страхования).
Гражданин – составляет договор с врачом первички, проходит все необходимые для его возраста и пола скрининговые обследования и придерживается всех докторских рекомендаций.
Врач – действует соответственно утвержденным клиническим протоколам предоставления медицинской помощи, получая за это адекватную оплату.
Гарантированный пакет медуслуг фактически и будет госстраховкой. Размер этого пакета должен быть реалистичным, в четком соответствии с реальными экономическими условиями. В отличие от существующей декларативной бесплатной медицины, следствием которой является по факту отсутствие любых гарантий.

Касательно законопроекта «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании в Украине» моя позиция следующая.
1. Положения законопроекта противоречат предложенным Кабмином шагам по реформированию отрасли. «Введение с 2018 года общеобязательного государственного социального медицинского страхования в Украине» - подобного нет ни в МОЗовской концепции, ни в плане приоритетных действий правительства на 2016 год этого не предусмотрено.
Подобные парламентские инициативы могут стать причиной противостояния между Комитетом по вопросам охраны здоровья и Кабмином, что мы уже наблюдали в предыдущие два года. Последствиями конфликта стало фактическое отсутствие каких-либо изменений на законодательном уровне, а следовательно, и изменений вообще, в системе финансирования и управления медицинской помощью.
2. Сам законопроект предусматривает создание Фонда общеобязательного социального медицинского страхования, что характерно для так называемой модели Бисмарка. Подобный законопроект авторства Ольги Богомолец выглядит странным в контексте другого законопроекта ее же авторства под номером 4456 «Проект Закона об организации медицинского обслуживания населения в Украине», предусматривающего создание специализированного закупочного агентства, что уже характерно для модели Бевериджа. Данные две модели кардинально отличаются друг от друга, поэтому остается только догадываться, что же имеет в виду автор взаимно противоречащих законопроектов.
3. «Введение обязательного страхования предусматривает за счет целевых страховых взносов с доходов граждан формировать средства на медицинское обеспечение». Принимая во внимание то, что Кабмин взял курс на либерализацию и дерегуляцию экономики, введение дополнительной специальной нагрузки на доходы граждан опять-таки противоречит этому курсу.
Александр Ябчанка
Менеджер группы по реформе сферы здравоохранения "Реанимационный пакет реформ"

Последние новости: