Прочь из тени: Налоговые платежи вернутся в страны проживания граждан

Теодосио Сектио Ауреа, композиция «Муза», «написанная» тенью
1181
Теодосио Сектио Ауреа, композиция «Муза», «написанная» тенью

Автоматический обмен информацией по стандарту CRS

В настоящее время осуществляется самая масштабная реорганизация общемировой налоговой системы за последнее столетие. Движущей силой выступила Большая 20-ка с целью прекращения практики агрессивного налогового планирования, которая приводит к массовым непоступлениям налоговых платежей в бюджеты абсолютно всех стран. Для предотвращения такой практики применяется целый ряд мер, ключевыми из которых является выравнивание налоговых ставок пассивных доходов в разных юрисдикциях, открытие информации о бенефициарных собственниках в реестрах компаний и автоматический обмен информацией между странами.

Автоматический обмен информацией осуществляется на базе Организации экономического сотрудничества и развития OЭСР (OECD). Украина является одним из 137 равных членов Глобального форума по прозрачности и обмену информацией для налоговых целей (на базе ОЭСР) (Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes). Более того, уже с 1 января 2017 года Украина получит официальное членство в BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), что подразумевает скорое появление законодательства о КИК (контролируемых иностранных компаниях), автоматический обмен информацией, общую валютную либеризацию и, скорее всего, «нулевое декларирование». Вот как видит НБУ пошаговый план по внедрению принципов BEPS. А вот так его видит ГФСУ.

ОЭСР обладает продолжительным опытом разработки всех форм обмена информацией – по запросу, стихийно и автоматически – а Многосторонняя конвенция о взаимной административной помощи в налоговых вопросах и Статья 26 Типовой налоговой конвенции ОЭСР предоставляют основу для всех форм информационного обмена. За последние несколько лет ОЭСР, ЕС и Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для налоговых целей достигли значительных успехов в повышении прозрачности и обмене информацией по запросу.

Сотрудничество между налоговыми администрациями приобретает особую важность в борьбе против уклонения от налогов и для защиты целостности и сохранности налоговых систем. Ключевым аспектом в этом сотрудничестве является обмен информацией. Наиболее прогрессивным видом обмена информацией является обмен на основе стандарта CRS (единый стандарт отчетности для международного обмена) – так как в этом случае нет необходимости подписывать множество двухсторонних договоров. Достаточно подписать присоединение к Стандарту CRS – и можно обмениваться информацией со всеми присоединившимися к нему странами.

Всего более 100 стран взяли на себя обязательство осуществлять автоматический обмен информацией, из них 87 (в том числе Кипр, Эстония, Латвия, Россия, Мальта, Великобритания, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн и другие) прошли все процедуры и подписали Типовое соглашение. Начиная с 2017 года будет осуществляться автоматический обмен в ретроспективе (за 2016 год), и далее ежегодно (также с ретроспективой).

Согласно этому стандарту юрисдикции получают налоговую информацию от своих финансовых институтов и автоматически обмениваются ею с другими юрисдикциями на ежегодной основе. Стандарт состоит из двух компонентов: A) CRS, который включает правила обмена и проверку юридической чистоты, и B) Типовое соглашение с компетентным органом CAA, в котором имеются подробные правила обмена информацией. Во избежание попыток обойти CRS он охватывает широкий круг вопросов во всех аспектах:

– финансовая информация, подлежащая отчетности по счетам, включает проценты, дивиденды, баланс по счетам, доход от некоторых страховых продуктов, выручку от продажи финансовых активов и другие доходы, полученные от средств, находящихся на счетах, или от платежей, произведенных на такие счета;

– к финансовым учреждениям, которые должны сообщать информацию согласно CRS, относятся не только банки, но и другие финансовые институции, например, брокеры и кастодиальные депозитарии, определенные коллективные инвестиционные механизмы и определенные страховые компании;

– к счетам, информация о которых подлежит обмену, относятся счета, принадлежащие физическим лицам и организациям (в том числе трасты и фонды). Стандарт включает требование проверки пассивных организаций (преимущественным доходом которых являются пассивные доходы) для отчета по поводу лиц, которые по существу контролируют такие организации.

CRS также описывает процедуры проверки юридической чистоты, которым должны следовать финансовые учреждения для определения счетов, подлежащих отчетности.

Многие юрисдикции – как члены ОЭСР, так и не входящие в нее страны – уже автоматически обмениваются информацией со своими партнерами (например, в пределах ЕС) по различным категориям доходов и передают другую информацию, например, о смене места проживания, покупке или продаже недвижимости, возврате НДС, удержании налогов и т.п. Новый мировой стандарт не ограничивает и не предназначен для ограничения других типов автоматического обмена информацией. Он устанавливает минимальный стандарт информации, подлежащей обмену. Юрисдикции могут выбрать другой формат обмена, выходящий за рамки минимального стандарта, изложенного в этом документе.

Согласно стандарту CRS, финансовое учреждение может определить направление передачи информации о счете не только в юрисдикцию резидентности бенефициарного собственника и/или контролирующего лица, но также в юрисдикции:

– текущего почтового адреса бенефициара (контролера),

– номера контактного телефона для связи,

– действующих инструкций (кроме тех, которые относятся к депозитарным счетам) о переводе средств на счет подотчетной юрисдикции,

– действующей доверенности или права подписи,

– адреса «до востребования» или «на имя».

Отдельно необходимо сказать о статусе «контролирующих лиц» (которые являются подотчетными лицами наравне с собственниками). Стандарт CRS содержит следующее определение:

ЦИТАТА

«Контролирующие лица» – это физические лица, которые имеют контроль над организацией. В случае траста такой термин означает учредителя, доверительных собственников, покровителя (если имеется), бенефициаров или класс бенефициаров и любое другое физическое лицо, осуществляющее полный контроль над трастом, а в случае иной организации, чем траст, такой термин означает лиц на равноценных или аналогичных должностях. Термин «контролирующие лица» должен толковаться в соответствии с Рекомендациями FATF.

FATF (Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег) приравнивает к контролирующим лицам целый ряд непрямых собственников, включая физических лиц, отвечающих за принятие стратегических решений, фактических исполнительных директоров (СЕО), а также физических лиц, имеющих значительные полномочия в отношении юридического лица в финансовых учреждениях (по факту речь идет о лицах, на которых оформлена доверенность – генеральная и/или на управление счетом).

В заключение необходимо отметить, что подотчетными счетами являются все счета физических лиц. По корпоративным счетам – подотчетными являются счета с остатком свыше 250 000 долларов США на 31.12.2016 (17,18 и т.д.). В случае если вы решили раздробить корпоративные счета, хотим предостеречь: во-первых – финансовое учреждение вправе снизить этот порог по собственному желанию, во-вторых – финансовое учреждение для определения остатка на 31 декабря обязано суммировать остатки всех счетов, принадлежащих тому или иному собственнику, информацией о которых оно обладает.

В целом анализ нормативных актов OECD и FATF дает понимание «глубины и продуманности» таких актов. А также и понимание того, ЧТО и КАК надо делать с целью прекратить негативную практику агрессивного налогового планирования и возвратить налоговые платежи в страны проживания граждан (т.к. вся система оперирует понятием «резидентность» и «место проживания», а не «гражданство»).