«Закон Савченко» работает плохо и его будут менять

Уильям Пауэлл Фрит, «Судебный приговор», ранее 1909
992
Уильям Пауэлл Фрит, «Судебный приговор», ранее 1909

О проблемах системы наказания в Украине

Смысл не в наказании

За преступление необратимо должна наступать ответственность – это обязательное условие для функционирования правового государства. Все должны быть равны перед законом – это еще одно обязательное условие. Главный смысл наказания должен состоять в том, чтобы человек осознал свою вину, боялся получить это наказание и выбирал такой жизненный путь, который не будет вести к нарушению закона.

Просто наказать человека – не должно быть самоцелью существования Уголовного кодекса. При этом наказание тюрьмой должно быть предусмотрено по возможно меньшему числу правонарушений. Денежные штрафы, исправительные работы, запрет занимать определенные должности и пр. – такие виды наказаний должны начинать более часто применяться в Украине.

В Украине было несколько попыток гуманизации системы уголовного наказания. Это и отмена смертной казни, и применение инструмента денежного залога на период судебного процесса, и декриминализация ответственности за экономические преступления, которые особо интенсифицировались во время тюремного заключения Юлии Тимошенко.

Так называемый «Закон Савченко» стал еще одним шагом на пути к либерализации наказания людей за совершение уголовно наказуемых преступлений. Показательным случаем стало дело Андерса Брейвика, который за убийство 77 людей в 2011 году получил лишь 21 год тюрьмы. Как оказалось, это максимально возможное наказание в Норвегии. «Закон Савченко»максимально прост – один день пребывания в следственном изоляторе равняется двум дням пребывания в тюрьме.

Дело в том, что условия пребывания в СИЗО порой хуже, чем в тюрьме, а судебные процессы могут длиться полгода, год, и больше. Стоит напомнить, что еще в 90-е срок пребывания в СИЗО и вовсе не учитывался, и человек мог провести пару лет в заключении просто так. Однако после того, как «Закон Савченко» заработал, МВД и Минюст начали жаловаться, что слишком много осужденных подлежат освобождению согласно нему.

Все выглядит логичным – сурово наказывать человека надо лишь за тяжкие преступления. Однако в таком случае создается больший разрыв между системами наказания. Например, человек получит наказание в виде 5 лет лишения свободы, из них 1 год он пробыл в СИЗО, то есть реально он отсидит 3 года. А вот если человек получил 6 лет, из них 1 год он пробыл в СИЗО, то реально он отсидит 5 лет.

И здесь мы подходим к главной проблеме системы наказания в Украине – с осужденным человеком не проводится комплексная работа по перевоспитанию, предоставлению ему новой специальности для работы, нет профилактики преступления. Задача государства – это сведение числа заключенных к минимуму, а не придумывание сроков заключений. В целом, предложенные сегодня Кабмином поправки выглядят логичными, но надо смотреть глубже в корень проблемы.

Глеб Сегида
Управляющий партнер в юридической фирме "Правовест"

По словам Министра юстиции Павла Петренка, на сегодня 8,5 тысяч человек вышли на свободу благодаря этому закону. Всего подлежат освобождению 35 тысяч. «Из указанных 8,5 тысяч только за несколько месяцев 900 человек, совершивших повторные тяжкие и особо тяжкие преступления: 27 умышленных убийств, 21 телесные повреждение (тяжкие и особо тяжкие), 12 изнасилований, 670 краж, 172 грабежа, 68 разбоев, 43 мошенничеств, 23 хулиганства», – сообщил министр.

В итоге сегодня октября Кабмин подал в Верховную Раду законопроект, согласно которому формула «1 день в СИЗО = 2 дням в тюрьме» распространяется только на лиц, совершивших легкие и средней тяжести преступления. Легкими считаются преступления, по которым предусмотрен срок заключения не более 2 лет; средние – 5 лет. Все, что больше – это тяжкие и особо тяжкие.


Последние новости: